|
Фрагменты руководства для 7 класса "Право
и лево"
Как работать с пособием ‛Право и лево“
В пособии 10 глав. Каждую главу можно обсуждать на нескольких занятиях.
В каждой главе есть разделы:
Диалог – сжатое введение в существо проблемы, составленное в форме
диалога. С диалогами ученики знакомятся самостоятельно.
Темы для обсуждений – проблемы, которые (не все, по выбору) разумно
обсудить всей группой. Ученики могут готовить доклады на эти темы.
Справка – фактический материал, который может послужить подспорьем
или подсказкой при обсуждении тем.
Страница истории – некоторые интересные факты, которые помогут
разобраться с темой.
Задачи – следуют после разделов главы (после справок, стра- ниц
истории или диалогов). Их ученики решают самосто- ятельно, а решения обсуждают
всем классом.
Заключение – лаконичное завершение главы.
Ученики дома самостоятельно знакомятся с ‛Диалогами“, рассказами, справками
и страничками истории.
Руководитель делит учеников на группы по 3-4 человека и каждой группе
предлагает обдумать одну ‛тему для обсуж- дения“. В классе группа выступает
с сообщением по своей теме, а остальные ученики задают вопросы и высказываются,
стре- мясь завязать скоротечный спор.
В начале главы (двумя строками у заголовка) кратко форму- лируется её
содержание. На полях страниц, а иногда внизу страницы расположены пояснения
(словарь).
Курс ‛Право и лево“ – вводный курс, он знакомит с общей проблематикой
правовой жизни общества. Не следует стре- миться к тому, чтобы запомнить
всё, что написано в книжке. Главное – понять основные принципы правовой
регуляции общественной жизни, а продемонстрировать свое понимание (или
непонимание) ученики могут, представляя свои решения задач и участвуя
в обсуждениях
Введение
Почему люди ведут себя так, а не иначе?
Люди всё время что-то делают. Что заставляет их действовать?
Очень часто ими движут желания. Они хотят есть – и едят, хотят спать –
и спят, хотят выразить себя – и творят, хотят помочь ближнему – помогают,
хотят размять кости – идут играть в футбол. Очень часто люди делают то,
что им нравится.
В каких-то случаях ими движет страх: боясь голода, они запасают еду, боясь
воров, укрепляют двери, боясь комаров, мажут кожу репеллентом.
Иногда люди сами не понимают, что ими движет: в толпе футбольных болельщиков
или поклонников эстрадных исполнителей, в толпе охваченной паникой или
яростью, они совершают поступки, которых потом стыдятся и сами себе не
могут объяснить, как они сделали то, что сделали.
Но есть ещё что-то, что может заставить людей вести себя вопреки желанию
или страху. Это – совесть, обычаи и законы.
Законы – это такие правила, единые для всех жителей страны, за соблюдением
которых следят суды, полиция и другие государственные службы.
Эта книжка посвящена законам и тем, кто следит за их исполнением.
Легче и спокойнее жить в мире, в котором не бывает неожиданностей.
Интереснее или скучнее – другой вопрос. Но несомненно легче и спокойнее.
Легче жить, когда точно знаешь, что завтра солнце взойдет как и вчера,
что и год, и два и десять тебе будут платить ту же зарплату за ту же работу,
а цены все это время будут неизменными.
В действительности все постоянно меняется: урожайные годы сменяются неурожайными,
одни предприятия закрываются а другие появляются, спрос на одни профессии
падает, а на другие увеличивается.
Но есть что-то неизменное: родители воспитывают детей, должники возвращают
долги, преступники расплачиваются за содеянное, поезда ходят по расписанию,
а работники получают зарплату в срок.
Впрочем, не всегда.
Чтобы осмысленно спланировать свои действия людям, как твердая земля
под ногами, нужны неизменные правила. Эти правила укрепляют жизнь любого
сообщества людей.
События, которые легко предсказать называют предсказуемыми, а события
неожиданные называются непредсказуемыми.
Темы для обсуждений
1. Приведите примеры поступков, совершенных из любви к ближнему, любви
к человечеству, любви к истине.
2. Приведите примеры поступков, совершенных из чувства страха.
3. Установите, чем руководствовались в своих действиях персонажи сказок
‛Золушка“, ‛Руслан и Людмила“, ‛Сказка о мертвой царевне и семи богатырях“,
‛Сказка о царе Салтане“, ‛Три поросенка“, ‛Волк и семеро козлят“.
4. Придумайте ситуации, в которых свободу человека ограничивали бы:
а) традиции или обычаи;
б) произвол других людей;
в) знание;
г) незнание;
д) замутнённость сознания страстями (гнев, уныние, сребролюбие, чревоугождение
и пр.);
е) чувство ответственности за что-то;
ж) любовь или сострадание.
Из Гл. 1
Нужные ограничения
Диалог о неожиданностях
— Опять в электричке оштрафовали, — пожаловался Петров соседу.
— А ты бы билет купил. Не купил — плати штраф. Закон есть закон, — ответил
Крылов равнодушно.
— Вот бы без законов жить — что хочешь, то и делаешь! — мечтательно произнёс
Петров.
— Как это без законов? — изумился Крылов — Совсем без законов?
— Ну, против закона всемирного тяготения или, скажем, законов электричества
я ничего против не имею, — поспешно поправился Петров — Но законы, установленные
людьми, всегда обойти хочется.
— Это значит, — задумался Крылов, — что твой сосед никогда не будет знать,
что ему от тебя ожидать? Он тебе взаймы тысячу рублей даст, а ты ему то
ли всё в срок вернёшь, то ли ничего не вернёшь и обругаешь вдобавок? То
ли вернёшь двадцать тысяч? Полная сво- бода выходит? На красный свет ходить,
долги не отдавать, обещания не выполнять — всё можно? И в колодец плевать,
и другому яму рыть?
— Ну это ты чересчур. Хватил! — рассердился Петров — Всякий понимает,
что можно делать, а что нельзя.
— Хорошо бы, если так — грустно заключил Крылов и ушёл домой.
Темы для обсуждения в классе
- Вообразите остров, населённый людьми доброжелательными и агрессивными,
добрыми и жадными, чуткими и равнодушными. Представьте себе разные ситуации,
приятные и неприятные, какие могли бы случиться, если бы у этих людей
не было бы принято никаких законов, обычаев, правил хорошего тона. Полная
свобода.
- Старый помор приехал из беломорской деревни в Москву погостить к
родне на месяц. С родственниками он был в прекрасных отношениях, но
в городе выдержал всего неделю. Вернулся в деревню и говорит: ‛ Свободы
в Москве много, но воли нет“. Как бы вы могли истолковать эти слова.
- Какие поступки, действия продавца в магазине, кондуктора в автобусе,
контролера в электричке, кассира в банке, милиционера вы могли бы ожидать?
Придумайте такие их поступки, которые вызвали бы ваше изумление? Какие
их действия кажутся вам невозможными?
- Какие удобства и какие неудобства порождает предсказуемость действий
друзей? Работников магазинов, сферы услуг? Что было бы, если бы они
вели себя непредсказуемо? Что делает их поведение предсказуемым?
- Какие поступки незнакомых людей в разных ситуациях вы сочли бы естественными?
Неожиданными?
- Вы договариваетесь со строителями о ремонте квартиры. Что дальновиднее,
договориться о качестве работы, сроке исполнения и оплате устно, или
записать все обязательства строителей и заказчика как можно детальнее?
Почему?
- Представьте себе селение, где все обычаи противоположны тем, к которым
вы привыкли. Какие действия предпринимали бы обитатели этого селения?
Как бы вы стали себя вести, оказавшись там?
- Составьте кратчайший перечень ограничений, делающих жизнь в обществе
предсказуемой настолько, что люди могут планировать своё будущее и договариваться
о чём-то с другими людьми.
- Легко ли жить или сотрудничать с человеком, который не выполняет обещаний?
Придумайте разные способы, какими можно было бы добиться от людей аккуратного
вы полнения обещаний.
- Сообразите, чем планирование жизни в обществе отличается от конструирования
механизмов?
Все ли обычаи нужны?
Часто обычай накладывает на людей на первый взгляд ненужные ограничения:
как причесаться, какую одежду носить, с какими интонациями разговаривать.
Такие ограничения формируют манеру поведения человека, по которой другие
люди опо знают ‛своих“ и ‛чужих“. Различение ‛своих“ и ‛чужих“ позволяет
людям ‛собираться в стаи“, в которых они поддерживают друг друга. Чувство
принадлежности к группе часто снимает с человека ответственность за свои
действия и бремя выбора, делая возможным осуществление по отношению к
‛чужакам“ того, что непозволительно по отношению к ‛своим“.
Задание
- Вспомните, не приходилось ли вам наблюдать такие объединения в группы
среди ровесников.
Какими опознавательными ‛метками“ они пользуются?
- Перечислите известные вам ‛метки“ (фасоны одежды и особые аксессуары.
особенные слова и жесты, манеры поведения и инто-нации, особенности
прически и грима) которые позволяют различать людей, принадлежащих разным
группам — формальным и неформальным.
Из гл.2
Словарь
Намерение—обязательство — действие
Обязательство
Первое значение — высказанное обещание сделать что-то при определенных
обстоятельствах.
Петров решил купить жене шубу — это его намерение.
Петров пообещал купить жене шубу до пятницы — это его обязательство.
Петров купил шубу и передал её жене — это действие.
Второе значение — обязанность что-то сделать в силу прямого указания закона.
Игра в классе
1. Аукцион идей.
Придумайте перечень ограничений в сфере торговли и производства, нарушение
которых сделало бы торговлю и производство невозможными.
(Выигрывает тот, кто делает предложение последним, то есть тот, после
которого другим добавить нечего).
2. Поправки к Конституции.
Игроки одной команды придумывают, какими могли бы быть минимальные изъятия
из напечатанных на предыдущей странице статей Конституции, способные затруднить
экономическое развитие общества. Какие наименьшие замены слов могли бы
привести к похожему результату.
Игроки другой команды стараются показать, что и при предложенных ограничениях
экономическое развитие общества будет возможным.
(В этой игре выигрывает тот, кто меньшими искажениями добивается большего
результата).
Команды по-очереди меняются ролями.
3. Компенсация.
На берегу моря стоит город-государство Сурдбург. Управляет городом совет,
в котором по десять представителей от двух партий. По закону каждый месяц
одна из партий (по очереди) может добавлять одну поправку к законодательству.
Партия прямых добивается того, чтобы вся собственность жителей оказалась
в распоряжении Совета, а партия зеркальных – того, чтобы всей собственностью
в государстве распоряжались граждане, каждый сам своей собственностью.
К началу игры Совет распоряжается портом, дорогой, двумя фабриками и половиной
жилых домов Сурдбурга, а жители – половиной жилых домов, электростанцией,
полями, садами и рыболовными судами.
Задача игроков – разделившись на две партии, поочередно вносить поправки,
указывая на последствия их принятия. Каждая партия хочет добиться своего.
Ограничение: в Сурдбурге в начале игры действуют только законы, совпадающие
со статьями 34-37 Конституции РФ.
На главную страницу
Из гл.3
Правила жизни
Диалог о правилах
— Тебя послушать, — начал Петров, — так на каждый шаг закон нужен: что
когда есть, на каком боку спать, какого цвета одежду носить, жить по команде
и умирать по расписанию. Не нужны человеку такие законы.
— Зря иронизируешь, — отозвался Крылов — всякое в истории человечества
бывало. В древнем Китае правительственная комиссия разрешала и запрещала
исполнение разных музыкальных произведений. В старину во многих странах
представителям разных сословий полагалось носить одежду определенных цветов
и определенного покроя, а за нарушение правил наказывали. У мусульман,
православных и в других конфессиях есть посты: периоды, в которые нельзя
есть определенную пищу.
— Это всё в прошлом было. В варварские времена. Теперь — свобода.
— И сейчас существуют свои правила поведения в отдельных семьях, деревнях,
профессиональных группах и религиозных об- ществах. Правила эти действуют
внутри общины и посторонние их соблюдать не обязаны.
— А если член общины нарушит эти правила?
— Будет наказан презрением, ограничением в правах или исключением из общины.
Его за своего считать перестанут.
— А в суд он может обратиться за защитой?
— Какой суд?
— Государственый.
— Если его здоровью не угрожают и собственность не отнимают, ему пожаловаться
не на что. У нас ведь разрешено всё, что не запрещено законом.
— Так значит каждый может делать всё, что не запрещено законом?
— По закону может, а на самом деле не может. Хороший мастер не станет
плохо работать, даже если заказчика и низкое качество устраивает, а философ
не станет якшаться с мошенниками.
— Идеализируешь, брат — сказал Петров.
— Идеализирую — согласился Крылов.
Два назначения закона
Первое назначение
Законы служат вехами и дорожными указателями на жизненном пути: соблюдая
законы, люди избегают возможных конфликтов, по крайней мере сами не становятся
их причиной.
Право регулирует действия граждан в ситуации нормального хода хозяйственной
деятельности (требует в соответствующих случаях осуществления государственной
регистрации сделок, оформление договоров, исполнения обязательств, ведения
отчетной документации и т. д.).
Второе назначение
Законы ‛ремонтируют действительность“, восстанавливая нарушенные права
и заставляя компенсировать понесенный ущерб. В случае конфликта они защищают
пострадавшего и принуждают нарушителя чужих прав возместить убытки.
Право регулирует действия граждан в ситуации конфликта (претензий по поводу
невыполнения обязательств, нанесения ущерба, обмана и т. д.).
А как на самом деле появились самые древние законы?
Теперь и не узнать. Можно представить, что все люди племени, столкнувшись
с проблемой, сообща обсуждали и голосованием принимали лучшее для них
правило. Может быть, стараясь перекричать друг друга, древние люди избирали
самых уважаемых и заслуженных соплеменников, доверяя им придумывать законы
на свое усмотрение.
Но скорее всего, группы жадных до власти людей, опираясь на силу оружия,
принуждали окружающих жить по тем законам, которые защищали их, сильных,
интересы. Древняя история темна и непонятна.
Ученым известны законы возрастом тысячу, две и даже больше лет. Нам неизвестно,
как на самом деле их принимали - даже если какие-то летописи тех времен
и дошли до нас, правители наверняка вынуждали летописцев приукрашивать
их деяния.
Темы для обсуждения
- Что делать, если буквальное следование закону противоречит здравому
смыслу или морали?
- В армейском уставе говорится, что солдат под страхом наказания обязан
исполнять все приказы начальника, за исключением заведомо преступных.
Чем должен руковод- ствоваться солдат, признавая приказ ‛заведомо преступным“?
- Откуда берутся обычаи? Их кто-то выдумывает, или они складываются
сами по себе? Обычай — это след писаного закона прошлых лет или зародыш
закона будущего?
- Придумайте ситуации (или найдите их в уже изученных вами темах, пройденных
на уроках истории) в которых
а) закон, противореча обычаям, ухудшал бы жизнь людей;
б) закон, противореча обычаям, улучшал бы жизнь людей;
в) закон, соответствуя обычаям, ухудшал бы жизнь людей.
- Как соотносятся законы, обычаи и общественное благо в следующих случаях:
а) законы Англии до середины 20 века допускали телесные наказания детей
в школах;
б) в армии старослужащие часто притесняют новобранцев, хотя закон это
запрещает;
в) на продуктовом рынке в районе Киевского вокзала в Москве продавцы
обычно обвешивают покупателей;
г) в России до 1917 года было запрещено вступать в брак в четвертый
раз;
д) по законам Российской империи XIX в. житель Чернигова имел право
отречься от сына, поднявшего на него руку.
- Сравните две ситуации:
а) в царстве ‛У“ разрешено делать всё, что не запрещено законом;
б) в царстве ‛Ы“ запрещено делать всё, что не разрешено законом.
— В чём различие между ситуациями?
— Предположим, что законы царства ‛У“ и законы царства ‛Ы“ занимают
по страничке машинописного текста. В какой стране жизнь регламентирована
дотошнее? Почему?
— В какой из двух стран предприниматели имеют большую свободу?
- Каждый знает, что все люди рождаются свободными и равными в правах.
Всегда ли так было в России?
На главную страницу
Из гл.4
Диалог: Все ли равны перед законом?
— Право, — важно произнёс пенсионер Свечкин, — это инструмент, обеспечивающий
равенство людей.
Его внук после короткой паузы заметил — Значит, если нет равенства, то
и права нет?
— Да, — согласился Свечкин-дед.
— А в Древнем Риме, например, право было?
— Конечно, — согласился дед — Там впервые была создана совершенная система
права, которой до сих пор в той или иной степени пользуются во всех странах
Европы, кроме Англии.
— Хорошо, — продолжил внук, — право в Древнем Риме было, а равенства не
было. Значит твоё утверждение о том, что право — инструмент, обеспечивающий
равенство людей, ложно.
— А почему ты думаешь, что в Древнем Риме равенства людей не было? — поинтересовался
Свечкин старший.
— Потому что там были рабовладельцы и бесправные рабы.
— Но ведь рабов там долгое время за людей не считали и право их не касалось.
— Так далеко можно зайти, — сказал внук. — В Древнем Риме рабы не люди,
в России до 1861 года — крепостные, в Америке до отмены рабства — негры.
— Да, это так. Но законы всегда относились к людям, а если где-то кого-то
за людей не считали, так это издержки истории.
— А сейчас в России утвержденное Гражданским Кодексом неравенство можно
считать издержками истории?
— О чём это ты? — засуетился Свечкин. — Равенство всех граждан перед законом
закреплено Конституцией России.
— А в Гражданском Кодексе говорится об ограничении прав нескольких групп
граждан:
малолетних в возрасте от 6 до 14 лет, несовершеннолетних в возрасте от
14 до 18 лет, больных некоторыми психическими болезнями, признанными судом
недееспособными.
— И что же это за ограничения? — поинтересовался Свечкин старший. — Напомни,
не сочти за труд.
— Ограничения ‛Гражданского Кодекса“ касаются права совершать сделки,
а ограничения ‛Кодекса законов о труде“ — права на труд. Например, малолетние
не могут совершать сделки с недвижимостью — продавать и покупать дома,
земельные участки и так далее.
— Да, — вздохнул Свечкин дед. — Какая бессмысленная жестокость — так ограничивать
права малолетних. . . И многие малолетние, по-твоему, от этого страдают?
— Ну что ты в самом деле иронизирушь, — вздохнул внук. — Эти ограничения,
безусловно, разумны. Но я ведь говорил о другом: есть группы граждан,
чьи права ограничены законом.
В то же время закон предоставляет определённые привилегии отдельным группам
граждан. Интересы детей охраняются особо семейным кодексом и жилищным
кодексом.
‛Кодекс законов о труде“ защищает права несовершеннолетних, а также матерей
маленьких детей. Интересы потребителей охраняются ‛Законом о правах потребителей“.
Задачи
1. Известно, что водительские права в России не выдают людям с нарушением
цветового зрения. Есть ли в этом ограничении нарушение прав граждан?
2. Известно, что на предприятиях к работе с бензопилой допускают лишь
людей, прошед ших обучение работе с этим инструментом. Есть ли в этом
нарушение прав граждан?
3. Придумайте пять ситуаций, в которых ограничение прав малолетних означало
бы защиту их интересов. Придумайте пять ситуаций, в которых ограничение
прав малолетних означало бы ущерб их интересам.
Игра ‛Равные права“
В игре используются две стопки карт: красных втрое больше, чем белых.
На красных картах указаны свойства, а на белых — права. (Перечни прав
и свойств приводятся ниже, их предлагается продолжить ученикам).
Перечень свойств:
техническое образование, экономическое образование, философское образование,
экологическое образование, опыт руководящей работы, опыт работы в торговле,
очень большое состояние, опыт улаживания конфликтов, физическая сила,
славная родословная, обилие друзей, приятная внешность, неспо- собность
что-либо понять, знание 10 иностранных языков, природный ум, неполное
среднее образование, отсутствие совести, эгоизм, совестливость, ответственность,
карьеризм, склонность к употреблению алкоголя в больших дозах, возраст
6 лет, возраст 15 лет, возраст 20 лет, возраст 50 лет, возраст 90 лет,
провалы в памяти, злобность, ненависть к людям.
Перечень прав:
право совершать крупные сделки от своего лица, право совершать крупные
сделки от лица предприятия, право совершать крупные сделки от лица государства,
право принимать решение о начале войны, право на недорогое государственное
жилище, право на бесплатный проезд в городском транспорте, право штрафовать
водителей за нарушение правил дорожного движения,
Правила игры:
каждый ученик вытягивает вслепую три красных карты и одну белую. Он кладёт
их на лист бумаги с вымышленным именем человека, обладающего этими свойствами
и имеющего эти права. Если попадаются абсурдные сочетания карт (например,
возраст 15 лет, возраст 20 лет, возраст 50 лет) — тяните карты заново.
Ученик старается сообразить, к каким негативным или благим последствиям
может привести обладание человека с такими свойствами этими правами. Он
доносит свои соображения до других участников.
Ученики выступают по очереди (по кругу). За двухминутное сообщение игроку
дается 10 очков. За дополнение – по 5 очков автору каждого дополнения.
Одновременно играют 5 человек, остальные – зрители.
Игра завершается через один круг – после того, как каждый сделал по ходу.
После этого в обсуждение включаются все ученики.
Вообразив, что люди с названными характеристиками обитают в крохотном
городе-государстве, ученики фантазируют, как могли бы развиваться события
в этом государстве.
Придумайте средства, которые могут защитить общество от неприятных событий,
которые могли бы произойти, если бы определенные права попали в недостойные
руки.
Все обсуждают, есть ли права которые нельзя предоставлять всем в равной
мере. Ищут примеры прав, которыми обладают не все жители России, а лишь
занимающие определенные должности или имеющие специальную подготовку.
Задачи
У Петрова есть право бесплатного проезда на автобусе, но он всюду ходит
пешком. Крылов предпочитает ездить на автобусе, но ему приходится платить.
У одинокого пенсионера Зуева есть право собственности на два гектара земли,
но обработать её он не в силах. А у его соседа Зотова есть пятеро детей
и право собственности на шесть соток земли, хотя он мог бы обработать
и пять гектаров.
Писатель Орлов обладает всеми правами на написанную им повесть, но публиковать
её он отказывается, а его сосед Соколов рад бы что-нибудь напечатать,
а написать ничего путного не может.
Придумайте разные ситуации, когда наличие определенных прав вступает в
противоречие со способностью или желанием использовать эти права.
Для каждой из напечатанных или придуманных вами ситуаций найдите способ
разрешить противоречие.
Правовое государство
— Что такое правовое государство? — спросил Антон Свечкин деда.
— А зачем тебе это знать? — недоуменно отпрянул дед.
— Мной движет природная любознательность, — пояснил внук.
— Попробую, — сказал дед. Представь себе городок с населением около трех
тысяч человек, все жители которого могут собраться на площади и услышать
голос выступающего. Как ими управлять?
— А с какой стати ими управлять? Каждый сам по себе.
— Сам по себе — выдумал тоже. А детей своих каждый сам по себе учить будет,
и лечить, и дороги строить, и письма разносить?
— Согласен. Городу нужны службы, услугами которых может пользоваться каждый.
Но ведь говорят, что в рыночном обществе все само образуется — спрос родит
предложение, и врачи сами больницы организуют, а учителя — школы.
— А ты не боишься, что в отсутствие единого центра управления завод по
сжиганию мусора как раз напротив детского санатория построят?
- Да. Хорошо бы согласовать строительство и работу коммунальных служб.
Вернее сказать, согласовать интересы всех граждан.
- А какие способы согласования приходят тебе в голову?
- По крайней мере три я сразу могу назвать.
Первый — всем в городе управляет один человек, ему доверяют горожане,
он держит в уме долгосрочную программу развития города, его решения все
обязаны исполнять. Он выслушивает все рекомендации специалистов, знакомится
с заявлениями граждан и издает указы.
— Не забудь, что этот правитель должен быть кровно заинтересован в защите
интересов всего города. Если на его месте окажется своекорыстный — дело
плохо. Несомненно, впрочем, что городу целесообразно содержать ряд специалистов
(чиновников), быстро при нимающих решения в случае возникновения острых
ситуаций. Продолжай.
— Второй способ — городом руководит общее собрание жителей. Каждый вопрос
ставят на голосование и обязательным для всех ста- новится то решение,
за которое проголосует больше половины горожан. Это очень хороший способ,
поскольку каждый горожанин принимает участие в управлении городом. Есть
один недостаток — если каждый пустяк обсуждать, времени на работу не останется.
— Есть и другой недостаток — добавил дед — решение принимают люди, не
имеющие необходимой квалификации, недостаточно осведомленные. Непрофессиональное
большинство принимает решение, которое ему навяжут красноречивые агитаторы.
Общее собрание применимо только для обсуждения вопросов, которые нужно
решить раз и навсегда, или, по крайней мере, надолго.
Расскажи скорее про третий способ.
— Третий способ, — начал Антон, — группа дальновидных специалистов составляет
сборник правил на все случаи жизни. В случае сомнений всегда можно узнать,
можно ли исполнить задуманное, просто заглянув в сборник законов (распоряжений,
запретов, предписаний).
— А каковы достоинства третьего способа? — спросил дед.
— Люди защищены от произвола власть имущих — закон одинаков для всех граждан.
Кроме этого люди могут планировать свое будущее, зная, что никто не может
принять решение, противоречащее законам.
- В городе с каким управлением ты хотел бы жить?
Внук помялся и сказал — в городе, где всего понемножку. Правитель и чиновники
принимают решения по текущим вопросам, при этом они действуют в рамках
закона, который приняли горожане на общем собрании после длительного обсуждения.
При этом законы запрещают начальству вмешиваться в жизнь граждан сверх
установленной законом меры.
— Вот это и есть правовое государство, — сказал дед и пошел заваривать
чай.
На главную страницу
Из гл.5
Что регулирует гражданское право
Диалог о схематичности закона
— Великая сила закон, — заметил Свечкин-дед. — Он защищает интересы пострадавших,
устанавливает правила совершения сделок, предусматривает ответственность
нарушителей своих обязательств, перечисляет права граждан.
— Неуютно как-то, когда всякое твоё действие закон ограничивает, — перебил
его внук. — Это всё равно что жить в квартире со стеклянными стенами.
— Зря ты так, — остудил его дед. — Многие вещи закон не видит, просто-таки
обязан не замечать.
— Как это? — удивился внук.
— Очень просто. Когда математик пишет 2+4=6, не всё ли ему равно, о чём
идёт речь? О гусях, о литрах или квадратных метрах?
— Конечно, всё равно.
— Так же и для закона. Вот, например, покупает прядильщица в магазине
телевизор за две тысячи рублей. Для закона она — потребитель, заключающий
договор купли-продажи с юридическим лицом. Закон защищает одинаково интересы
любого потребителя независимо от пола, возраста, профессии, цвета волос
и политических убеждений.
— Это относится только к закону о правах потребителя?
— Нет, это свойство всех законов. Все граждане равны перед законом, а
если у кого-то и есть определенные привилегии или ограничения в правах,
то только в соответствии с законом.
– Твой пример поясняет только принцип равенства граждан?
– Нет. Он показывает, что закон – это общий принцип, схема, которую ещё
нужно увязать с реальной жизненной ситуацией. Закон это общее утверждение,
которое относится к многообразным частным случаям. Если закон, например,
регулирует отноше- ния работника с работодателем, то ему все равно, какая
специальность у работника – слесарь, делопроизводитель или инженер. Если
закон регулирует ответственность продавца за неисполнение обязательств,
то ему все равно, чем торгует предприниматель.
Что важно для гражданского права в повседневной жизни
граждан и организаций
1. Самое главное. Ему важно, кто обладает правами собственности на какую-то
вещь, кто пользуется ею и кто распоряжается.
Например, гараж городской администрации принадлежит государству, распоряжается
им городской комитет по имуществу, а пользуются им шофёры и заведующий
гаражом.
Петров дал Зуеву покататься на велосипеде.
Петров собственник велосипеда, а Зуев пользуется им в соответствии с договором,
заключающимся в разрешении Петрова.
Сидоров написал симфонию. Сидорову принадлежат права авторства на музыку
— он осуществил их, разрешив оркестру исполнить её.
Фомин снимает квартиру у Лапшиной. Лапшиной принадлежат права собственности
на квартиру, а Фомину — право пользоваться квартирой на основании договора
аренды.
2. Гражданскому праву важно, как происходит возникновение прав, передача
прав и прекращение (исчезновение) прав.
Петров продал Кузьмину магнитофон: право собственности на магнитофон
перешло от Петрова к Кузьмину.
Фролов сделал сам себе и из своего материала кресло. У Фролова возникло
право собственности на кресло.
Ломов завещал автомобиль сыну — после его смерти право собственности на
автомобиль пе- рейдёт к сыну.
Зыкова подарила квартиру сыну. Право собственности на квартиру перешло
к сыну.
Лапина разбила собственный чайник. Право собственности на чайник исчезло
вместе с чайником.
Задачи
Для каждой из ситуаций укажите, кто в какой момент обладает правом собственности,
кто распоряжается, а кто пользуется ею. Что происходит с этими правами
в ходе развития ситуации?
1) Петров разрешил племяннику ездить на автомобиле Петрова по доверенности.
Петров завещал племяннику автомобиль и умер. Шесть месяцев после смерти
дяди племянник ездил по доверенности (следует заметить, что пользование
доверенностью после смерти доверителя – противозаконно), а потом официально
вступил в право собственности и перерегистрировал автомобиль на себя.
2) Лыкова связавла для дочки шапочку. Та дала поносить её подружке,
а обратно взять забыла. Подружка зиму носила шапочку, а весной потеряла.
3) Зыков уехал на три года в Африку. Уезжая, он поручил Зуеву сдать
его квартиру. Зуев нашел постояльцев и сдал им квартиру на 3 года, а полученную
плату вносил на банковский счет Зыкова.
3. Гражданское право предусматривает ос- нования, на которых произошло
возникновение прав, передача прав и прекращение прав.
(Изменение принадлежности прав может происходить по закону, по договору,
по решению суда, по решению администрации, неправомерно).
Зорькина приобрела полную дееспособность в 16 лет на основании закона
потому, что вышла замуж.
Петров взял у Смирновой в аренду автомобиль, то есть приобрёл право пользования
автомобилем и взял на себя соответствующие обязательства по договору.
Имущество Бармалеева было конфисковано для выплаты неустойки — он утратил
право собственности по решению суда.
На время наводнения по распоряжению администрации Иванов передал свой
катер в распоряжение спасательной службы.
4. Гражданское право признает обязательства, которые принимают стороны
договора по своей воле.
Иванова купила билет на самолёт — получив её деньги, авиакомпания взяла
на себя обязательство доставить Иванову в Киев.
Ахметов застраховал жизнь на 1000000 рублей — при этом страховая компания
взяла на себя обязательство выплатить в случае смерти Ахметова 1000000
рублей его наследникам.
Сажин снял квартиру — при этом он взял на себя обязательства содержать
квартиру в порядке, осуществлять необходимый ремонт и своевременно платить
за квартиру.
5. Гражданское право предусматривает ответственность, которую будут по
закону нести стороны договора в случае нарушения обязательств. (Ещё когда
обязательств никто не нарушил, закону ясны возможные последствия их неисполнения).
Петров взял в долг крупную сумму денег, а закон пред- усматривает выплату
неустойки в случае запоздалого возвращения Петровым долга.
Магазин продал Лотовой телевизор — в момент продажи у продавца появилась
обязанность заменить телевизор в течение двух недель после покупки в случае
обнару- жения брака, а у производителя — отремонтировать телевизор, в
случае если он испортится в течение гарантийного срока.
Задачи
Для каждой из ситуаций укажите, на каких основаниях возникают или переходят
права, кто какие принимает обязательства и какая на ком лежала ответственность.
1) Гасанов стал варить фасоль в новой скороварке. Из-за фабричного
дефекта клапан слетел и струя пара обожгла Гасанову глаз. По решению суда
завод-изготовитель скороварки выплатил Гасанову компенсацию.
2) Петрова на почте получила пенсию.
Гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления
(Например, постановление городской администрации обязало владельцев
собак сделать им прививки):
3) из судебного решения
(например, Петров по решению суда приобрел право собственности на автомобиль);
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом
(например, Петров приобрел право собственности на бесхозный дом, потому
что 15 лет жил в нем и ухаживал за ним);
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений
и иных результатов интеллектуальной деятельности
(например, Гасанов сочинил песню и у него возникли авторские права
на произведение);
6) вследствие причинения вреда другому лицу
(Петров, сломавший руку Крылова, стал обязан оплатить лечение пострадавшего);
7) Права на имущество, подлежащие госу-дарственной регистрации, возникают
с мо мента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено
законом
(Ахметов купил дом в январе, а зарегистрировал второго февраля. Права
на дом возникли у Ахметова 2 февраля).
На главную страницу
Юридические факты
Закон имеет дело с юридическими фактами. К числу юридических фактов относятся:
1. Правомерное действие граждан (то есть намеренное вступление, передача
или отказ от прав собственности, сделанное без нарушения закона, исполнение
обязательств, принятых в соответствии с договором, или исполнение обязанностей
наложенных законом).
а) Первокласснику Крылову подарили коньки — он вступил в право собственности
и ушел кататься на них.
б) Сидоров зарёкся смотреть телевизор, отказался от прав собственности
на него и отнёс этот прибор на помойку.
в) Громова купила у соседки козу — в соответствии с договором право собственности
на козу и коза перешли к Громовой.
2. Правонарушение (то есть действия, запрещенные каким-либо законом)
а) Хулиган поцарапал соседский автомобиль. Его обвинили в намеренной
порче чужого имущества, а его родителей по суду обязали возместить ущерб.
б) Иванов скосил траву на чужом луге и вывез её. Иванова обязали вернуть
сено хозяину луга.
в) Сидорова торговала сделанными дома пиратскими копиями видеофильмов.
Её обвинили в нарушении прав на интеллектуальную собственность, принадлежащих
киностудии. Сидорову оштрафовали, а все найденные у неё кассеты уничтожили.
3. Административный акт органа управления, то есть распоряжение, которое
вправе отдавать орган управления (местная адми- нистрация, правительственный
комитет или управление и т. д.).
Например: распоряжение областной администрации о введении карантина
в связи с распространением заразной болезни овец; распоряжение поселковой
администрации о ремонте дороги.
4. Событие (то есть ситуация, которая возникает вопреки воле людей: травма,
природная катастрофа, находка).
Петров заболел гриппом и получил право на оплачиваемый отпуск по болезни.
Саранча съела застрахованный фермером урожай, никто из людей в этом не
виноват, и фермер получил право на получение страховки.
Крылов нашел на дороге часы, хотя он и не собирался этого делать.
Что подтверждает юридический факт
1. Свидетельство участников или очевидцев подтверждают юридический факт.
а) Петров заявил, что видел, как Зуев выламывал дверь.
б) Сидоров подтвердил, что видел как Клоков вернул долг Петрову.
2. Документ (расписка, квитанция, приказ, договор, все документы о финансово-хозяйственной
деятельности).
а) Сидоров предъявил договор купли-продажи и акт государственной регистрации,
подтверждающие его право собственности на жилой дом.
б) Ломова предъявила в гарантийной мастерской чек и квитанцию, подтверждающую,
что она купила телевизор меньше месяца назад.
в) Зотов предъявил заполненные его рукой квитанции об оплате коммунальных
услуг, подтверждающие, что он вступил в права наследования квартиры.
г) Валеева предъявила лицензию на врачебную дея-тельность.
3. Вещественное доказательство (то есть предмет, состояние или местонахождение
которого подтверждают правдивость утверждений человека).
Например, свежая краска и новые обои на стенах подтверждают заявление
Петрова о том, что он провёл ремонт в квартире.
4. 2. Сообразите, какие вещественные доказательства могли бы подтвердить
факты:
а. Петров пользовался автомобилем;
б. Ремонт в квартире был произведен не ранее 10 июня;
в. Доски были сгружены штабелем на лугу не ранее чем за неделю до осмотра;
г. Ремонт судна не завершен;
д. Дом построен из негодных материалов.
Задачи
4. 1. Сообразите, о каком именно юридическом факте (событии, правонарушении
или другом) говорится в каждом из утверждений снизу.
— Ураган сорвал крышу с дома (этот факт — повод обратиться в страховую
компанию).
— Петров съел капусту Крылова без спроса (этот факт — повод потребовать
возмещения ущерба).
— Сидоров поскользнулся и разбил витрину по неосторожности (этот факт
— повод потребовать возмещения ущерба. Если Сидоров откажется возместить
ущерб добровольно, его можно будет принудить к этому в судебном порядке).
— Крылов вернул долг Петрову.
— Областная администрация запретила вывозить из области зерно на продажу.
— Лотова купила кефир в магазине.
— Зыков купил гранату у незнакомца.
4. 2. Сообразите, какое содержание увидит закон в следующих ситуациях:
а) Петров вырастил 20 мешков картофеля у себя на огороде;
б) Сизова склеила свою разбитую вазу;
в) Линёв купил билет в театр;
г) Калинина обязалась перевести для издательства роман с немецкого на
русский;
д) овцы Петрова потравили луг Крылова;
е) из-за подвижки грунта коровник, принадлежащий акционерному обществу
‛Бурёнка“, развалился.
ж) из-за строительства подземного гаража памятник архитектуры разрушился.
4. 4. ‛Три рассказа“
Расскажите трижды о каком-нибудь событии экономической жизни (например
о том, как слесарь Петров купил дрель, получил травму из-за неисправности
дрели, подал в суд на предприятие с требованием возместить ущерб и так
далее). Первый раз расскажите как можно подробнее с большим количеством
деталей (какие только сумеете выдумать).
Второй раз расскажите кратко, самую суть, важную для человека, который
хотел бы воспользоваться опытом героя ситуации.
В третьем рассказе должны быть упомянуты лишь детали, которые важны для
закона.
Игра: ‛Фемида за партой“
В классе собираются группы по 5 человек. Каждая группа (в свою очередь)
представляет в лицах ситуацию повседневной жизни (знакомой по собственному
опыту или по книгам или фильмам), например, получение денег в долг и возврат
денег, находка ценной вещи, нечаянное нанесение ущерба чужому иму- ществу,
неудачный ремонт телевизора в мастерской и т. д. Остальные группы, глядя
на представление, отмечают (пишут молча) юри- дические факты, присутствующие
в ситуации, а также моменты возникновения, пере- хода или исчезновения
прав и обязательств.
В конце участники сравнивают записи и определяют, чьи записи точнее анализируют
событие.
Заключение
Что же такое право?
Пенсионер Свечкин сидел на мостках и, свесив ноги в пруд, рассуждал: —Что
такое право? Вот если мы представим себе жизнь как остров с лесом, горами,
лугами и боло- тами, то возникновение права похоже на протаптывание дорожек
и прорубание просек, сооружение оград и предупредительных над- писей.
До появления дорожек и оград каждый мог идти куда угодно, но опасность
могла обнаружиться неожиданно: топь или камнепад, обрыв или минное поле.
Ограды и предупредительные надписи подобны законам: ‛Не влезай, убьёт!“,
‛Проход закрыт, опасная зона“ и т. д. Ограничение свободы оказалось благом
для людей — жизнь их стала предсказуемей и безопасней. Каждый, разумеется
может перелезть ограду и нырять в омут, но делать он это будет осознавая
связанный с этим риск.
Сидевший неподалёку внук Свечкина Антон думал про себя:— Заговаривается
дед. Ведь всякому ясно, что право это просто инструкция, в которой перечислены
вещи, которых делать нельзя. Или, в других странах, перечислены вещи,
которые делать можно. В этих инструкциях перечислены последствия разных
действий людей: принятия на себя обязательств, неисполнения обязательств
и так далее. Время от времени власти переписывают эти инструкции так,
как им выгоднее.
Внучка Свечкина Маша, обрывая ромашки, думала:— Право похоже на ботанику.
Никогда не найдёшь двух совершенно одинаковых ромашек, но ромашку с другим
цветком не спутаешь. Если мы знаем название цветка, мы можем в справочнике
узнать, где он растёт, как за ним ухаживать, какие лекарства из него можно
сделать.
Так же и право. Жизненные события, как цветы, все разные. Но похожие можно
объе динить в группы (как отдельные особи оду- ванчиков объединены в вид
одуванчик). А уж в каждой группе событий свои правила действий, предписанные
законом“.
Наблюдавший за семейством Свечкиных сосед, юрист Фролов, угрюмо ворчал:
Люди то и дело путают право с законом. Считают, что право это просто собрание
законов, принятых властями государства, и власти эти законы придумывают.
На самом деле власти лишь формулируют в своих законах то право, которое
сложилось в жизни общества само, в результате естественного хода событий
и изменений обычаев и привычек народной жизни. Право — это форма защиты
общественных представлений о равенстве и справедливости.
|
|