Российский Фонд Правовых реформ
Проект "Правовое образование в школе"
   
 
   
 
С.Н.Ловягин
   
 

Задачи и упражнения
в курсе права в старших классах

   
 
(Рабочие материалы к Весеннему семинару проекта
"Правовое образование в средней школе" 25.03 - 31.03.1998)
   
   
 

 


Задачи и упражнения в курсе права в старших классах
Некоторые соображения о методике преподавания права в средней школе

 

1. Чему в школе научить невозможно
При том, что время преподавания права в школе очень непродолжительно (10 или 32 урока в год), учеников ни за 2, ни за 4 года нельзя научить тому, чему учат студентов-юристов пять лет: умению анализировать сложные казусы и находить выигрышные ходы в ситуации судебного разбирательства, грамотно составлять исковые заявления, следить за соблюдением процессуальных норм и манипу-лировать ходом процесса.


2. Чему в школе учить не нужно

Темы
Есть круг тем, которые начинают волновать предпринима- теля тогда, когда у него на предприятии есть свой юрист, или, по крайней мере, он постоянно пользуется консульта- циями юриста. Осваивать такие темы в школе - тратить время впустую, поскольку большинству учеников эти знания не понадобятся. Всё-таки большинство выпускников скорее всего окажется наёмными работниками, крестьянами и мелкими предпринимателями.


По существу
Законодательство непрерывно изменяется, и заучивать нормативы просто ни к чему (если учитель геометрии, говоря о сумме внутренних углов треугольника, рассчитывает на то, что она изменится очень нескоро, а биолог надеется, что количество лапок у насекомых ещё долго останется тем же, то учитель права не может добиваться бездумного запоминания каких-либо норм, потому что есть шанс, что следование им по прошествии непродолжительного времени окажется прямым путём на скамью подсудимых).


3. Разумно, наверное,
1) учить языку законодательства (с тем, чтобы человек впоследствии был способен хотя бы в общем разобраться в постановлении, указе или законе)
Ведь известно, что новички просто не понимают многих шаблонных речевых оборотов юридической речи, не схватывают сложных синтаксических конструкций правовых норм и сомневаются в правильности понимания многих терминов;


2) учить связыванию жизненной ситуации с текстом закона - умению интерпретировать упрощённые, схематичные казусы;


3) избавить от парализующего страха перед казенным домом, ознакомить ученика с ситуацией настолько, чтобы он был психологически готов к реальному визиту в суд, нотариальную контору, юридическую консультацию;


4) объяснить основную проблематику гражданского законодательства на уровне, позволяющем держать в голове хотя бы схематичный образ правовой системы в целом при чтении конкретного закона;


5) подготовить к осмысленному диалогу с адвокатом;


6) вероятно, стоит разделить материал на "Знание долговременного пользования" и "Знания, нуждающиеся в постоянном обновлении". Если к первым относятся общетеоретические представления, а также методические и методологические приёмы, социальная мотивация тех или иных законов, то ко вторым - конкретные рецепты и советы, правовые нормы, действующие в момент подготовки книги к изданию.


3. Вещи, которым, вероятно, можно и нужно учить


Всех учеников нужно готовить к ситуациям, в которых может оказаться большая часть учеников:
1) ситуация потребителя, защищающего свои права
(в этом случае знание долговременного пользования - представление о неравенстве возможностей потребителя и организации, защита интересов потребителя как слабой стороны,
перечень ключевых характеристик проблемных ситуаций: гарантийный срок, срок использования, срок возврата, ущерб, нанесенный покупкой и т.д.);
знания нуждающиеся в обновлении - конкретные сроки возврата, обязательств производетеля по закону, списки товаров, которые продавец менять не обязан и т.д.).

2) ситуация предпринимателя без образования юридического лица в конфликте с партнёрами или государством
(знание долговременного пользования - представление о равенстве сторон, обязательствах по закону и договору, ответственности сторон;

перечень ключевых характеристик проблемных ситуаций: формы заключения договоров, исчисление сроков, исковая давность, момент заключения договора, место заключения договора, безотзывность оферты, публичный договор, риск гибели имущества, момент перехода права собственности, особенности договоров купли-продажи, мены, аренды, проката, подряда, изменение и расторжение договора, неустойка, залог, поручительство)
знания нуждающиеся в обновлении - лицензирование, налог и патент, ограничения СЭС и пожарного надзора, регистрация в ГНИ, отчётность.
рецепты - Действия, которые нужно предпринять при регистрации, дальновидные предосторожности;


3) ситуация наёмного работника в конфликте с работодателем
знания долговременного пользования - представление о фактическом неравенстве работника и работодателя, о правовой защите интересов работника, о времени труда и отдыха, о существовании санитарных норм труда, о льготных группах работников, о профсоюзных организациях
перечень ключевых характеристик проблемных ситуаций: срок заключения договора, испытательный срок, перечень обязанностей, характер материальной ответственности работника, компенсация ущерба. нанесенного сторонам, условия увольнения
знания нуждающиеся в обновлении: условия приема на работу и увольнения несовершеннолетних, рабочее время несовершеннолетних, льготы для учащихся,
рецепты: как составлять договор, куда пожаловаться, как взаимодействовать с профсоюзом;


4) ситуация гражданина в конфликте, связанном с наследственными отношениями,
знания долговременного пользования - наследование по закону и по завещанию, наследование обязательств, защита интересов малолетних детей и иждевенцев, очереди наследования
ключевые моменты - принятие в наследства, обязательные доли по закону, факт совместного проживания
рецепты - когда и как обращаться к адвокату и к нотариусу, где находится нотариальная контора, какой срок опасно упустить, меры обеспечения иска;


5) ситуация гражданина в конфликте, связанном с семейными отношениями,
знания долговременного пользования - взаимные обязательства детей и родителей по закону, брачный контракт, регистрация брака, расторжение брака и признание брака недействительным, имущественные последствия расторжения брака или признания его недействительным;
знания, нуждающиеся в обновлении - права детей, права опекаемых, права иждевенцев, права детей в случае развода
рецепты - какие гражданско-правовые действия дально- видно предпринимать, чтобы семейная жизнь не омрачалась экономическими конфликтами;


6) ситуация владельца малого предприятия в конфликте с государством.
Знания долговременного пользования - отказ в регистрации, банкротство, налогообложение,
Знания, нуждающиеся в обновлении - порядок регистрации, ведения учёта, выплаты налогов, взаимодействия с инспекциями
рецепты -

3.1 Учебник и практикум в преподавании
Учебник, чтобы не быть перегруженным, содержит общие представления долговременного пользования и немногочисленные рецепты. Задачник, как это заведено в преподавании математики и физики, содержит множество задач, и учитель выбирает из них те, которые больше нравятся лично ему и, по его ожиданиям, больше понравятся ученикам. Таким образом, задачник содержит избыток заданий, лишь немногие из которых будут обсуждаться на уроке.
Такая избыточность материала позволяет эксплуатировать механизм "бокового зрения" - взгляд учеников поневоле наталкивается и на те задания, которые не обсуждались в классе, и в случае, если у ученика появился интерес к предмету, молодой человек по своему почину может размышлять о проблемных ситуациях.
Задачник содержит ответы на некоторые задачи, разбор решений некоторых задач, демонстрирующий особенности хода мысли юриста.


4. Психологические стереотипы обучения

Для удобства обсуждения можно выделить несколько типов занятий, в большей или меньшей мере привлекательных для разных учеников.
1) свободное исследование, свободный поиск, полёт фантазии;
2) педантичное истолкование, стереотипное исполнение в соответствии с детальной инструкцией;
3) выявление неявного каркаса, скрытой структуры рассуждения или события, схематизация и систематизация;
4) диалектичное видение события, в совокупности противоречий, в динамике целого;
5) конструирование события, с постоянной опорой на интуицию и на здравый смысл.
Чтобы увлечь ученика наукой, учитель сначала предлагает каждому ученику для самостоятельной работы задание, соответствующее его склонностям. Позже ученику предлагаются задания чуждого ему типа, чтобы проработать недостаточно развитые умения.
Другой способ использования этой типологии - находить в творческих заданиях способы развития обсуждения и осмысления по разным путям (об этом подробнее ниже).


Пример: при составлении воображаемого трудового договора придумывание обязанностей работника, его должностной инструкции - свободное исследование, свободный поиск, полёт фантазии; составление схемы контракта - выявление неявного каркаса, скрытой структуры рассуждения или события, схематизация и систематизация; проверка фантазий на предмет соответствия закону - педантичное истолкование, стереотипное исполнение в соответствии с детальной инструкцией; поиск компромисса между работником и предпринимателем - диалектичное видение события, в совокупности противоречий, в динамике целого; завершение текста - конструирование события, с постоянной опорой на интуицию и на здравый смысл.


Примечание: почему целесообразно издавать единый сборник задач и упражнений для всех классов.
Некоторые темы неизбежно приходится обсуждать с разной степенью детальности дважды, в 8-9 и 10-11 классах. (например. сделки или права потребителя). Поскольку в любом классе есть дети способные к решению сложных задач, так и дети, способные к решению простых задач, задачник должен содержать упражнения разной сложности.
Многие задачи могут обсуждаться как при изучении разделов законодательства, так и при изучении особенностей правовых текстов. Так, например. задача, связанная со статьёй 26 ГК РФ (Права несовершеннолетних) может обсуждаться и на уроке, посвященном правоспособности и дееспособности, так и на уроке посвященном семейному кодексу и при изучении лексики и синтаксиса законов.

5. Классы задач в преподавании права.


1. Синтаксический анализ статей законов.
Учитель подбирает при изучении каждой темы соответс- твующие ей статьи Законов, синтаксически запутанные. Работа ученика сводится к грамматическому разбору статьи. Сначала детей знакомят с образцом синтаксического разбора, подчёркивают, что ничего нового в этом нет, поскольку такой разбор ничем не отличается от аналогичных заданий на уроках русского языка. Пару таких заданий можно вы- полнить в классе, а позже - задавать на дом.

О Б Р А З Е Ц
Из статьи 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица
2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистра- ции юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при система- тическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъяв- лено в суд государственным органом или органом местного самоуправления*, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности* по осуществлению ликви- дации юридического лица.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов*, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.
Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоя- тельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия*.

5.1.1. Изучите графическую схему первого предложения пункта 2 статьи 61 ГК РФ.

5.1.2. Нарисуйте графические схемы всех остальных предложений статьи 61.

5.1.3. Нарисуйте схему ссылок в пункте2 статьи 61.

2. Структурный анализ статей законов.
Ученик разыскивает в предложенных учителем статьях открытые списки (и иные...), закрытые списки, отсылки на другие названные статьи и законы, ссылки на "закон", ссылки на вненормативные обстоятельства (убежденность судей, здравый смысл, сложившуюся практику), импера- тивные и диспозитивные утверждения, количественные критерии применимости нормы (при стоимости больше 500 минимальных зарплат и т.д.), сроки действия и т.д.

2.1. Прочтите выдержки из статьи 26 ГК РФ
1. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - роди- телей, усыновителей или попечителя.
Сделка, совершенная таким несовершеннодетним, действи- тельна также при её последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями и попечителем.
2. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмот- ренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
По достижении 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о коопера- тивах.
3. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самосто- ятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершен- нолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолет- ний приобрел полную дееспособность в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 настоящего кодекса.
2.3. Найдите и подчеркните речевые формулы, харак- терные для юридических документов.
2.4. Найдите в тексте закона исчерпывающие перечни. Найдите в тексте закона открытые перечни.

До изучения сложных вещей полезно бывает поработать с их упрощенной схемой, иными словами - моделью. Чтобы освоить приёмы чтения законов (а чтение законов требует привычки и освоения специальных приёмов), мы предлагаем ученикам научиться понимать структуру закона - то есть находить ссылки на разные статьи законодательства и понимать, что означают непонятные новичку обороты "и иные", "не противоречащие закону" и т.д.

ПРИМЕР 2.2
В воображаемом туристическом клубе руководствуются "Правилами путешественника", а для уточнения отдельных положений этих правил написаны уложения. Ознакомьтесь с текстом "Уложения об умывании", прочтите комментарии к нему и разберитесь в устройстве графической схемы ссылок в этом уложении.

Из "Правил путешественника"
Статья 4.
Всякий турист имеет право на умывание

УЛОЖЕНИЕ ОБ УМЫВАНИИ
(Принято Советом инструкторов турклуба 31 июня 1997 года)

Статья 1. Предмет умывания.
1. Умывание это снятие загрязнения с внешней поверхности лица с использованием воды.
2. Омовение - снятие загрязнения со всей внешней поверхности тела с использованием воды.
3. Чистка - это снятие слоя загрязнения посредством скребка, ногтей или иных твердых предметов*.
4. Очищение - это снятие со всех поверхностей организма слоя загрязнений, а также частичек грязи, а также всего иного, что в дальнейшем будет признано грязью Правилами, уложением или специальным постановлением Совета инструкторов.
Статья 2. Сроки умывания
1. Умывание производится утром и вечером, кроме случаев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
2. Умывание не производится утром, если туристы проснулись после начала остывания каши.
3. Умывание производится во всякий момент когда толщина слоя загрязнения достигает 1 мм, если инструктором не предусмотрено иное.
4. Умывание может быть заменено чисткой в случае если вода в разумном количестве не доступна по независящим от туриста обстоятельствам.
Статья 3. Продолжительность умывания.
Умывание, предусмотренное п.1 Ст.2 настоящего уложения производится в течение 7 минут, или иной срок, не вступающий в противоречие с "Правилами путешественника"
Статья 4. Средства умывания
Умывание производится водой и моющими средствами, допущен- ными к использования Указом совета инструкторов.
Приложение: Список моющих средств, допущенных к исполь- зованию
(Утвержден Указом Совета инструкторов 6 июля 1997 г.)
Мыло Тик-Так, Мыло Детское, мыло Дегтярное, шампунь Дюймовочка.

Комментарии к "Уложению об умывании"
1. В статье 1 определяются понятия, использованные в тексте закона. Определение в тексте закона позволяет отличать юридическое значение термина от бытового значения того же слова.
2. В пункте 2 Статьи 1 "Уложения..." используется оборот "и иные". Этот оборот указывает на то, что авторы закона сознательно не хотели приводить полный (исчерпывающий) список возможных твердых предметов, поскольку все пригодные для указанной уцели твердые предметы перечислить невозможно. Таким образом авторы закона предоставили возможность гибкого применения правовой нормы уложения к разным житейским ситуациям.
3. Ссылка "а также всего иного, что в дальнейшем может быть признано" - допускает, что в практике походной жизни могут возникнуть ситуации, доселе неизвестные авторам закона, но к которым, тем не менее, могут быть применены определения, а значит и правовые нормы данного уложения.
4. В "Уложении..." не говорится о праве каждого туриста на умывание, поскольку это положение содержится в "Правилах путешественника", которые и уточняет "Уложение..."
5. В пункте 1 статьи 2 имеется ссылка на 2 и 3 пункты той же статьи. В повседневной речи эти условия можно было бы объединить в одной фразе, но в тексте закона отдельные варианты разделяют (разносят в разные статьи, в разные пункты одной статьи или в разные абзацы одного пункта, чтобы ссылка на статью, пункт и абзац охватывала узкий спектр ситуаций и не требовала пространных пояснений).
6. В пункте 2 статьи 2 умывание ставится в зависимость от наступления частных условий (остывания каши), которое оказывается сильнее безусловной регулярности (астрономического времени).
7. В пункте 3 статьи 3 приводится ссылка на решение инструктора. В данном случае Уложение позволяет инструктору принимать самостоятельное решение - но в узком диапазоне ситуаций: лишь тогда, когда слой грязи достиг 1 мм, инструктор может отменить умывание.
8. В пункте 1 статьи 3 содержится ссылка на "Правила путешественника". Например, если бы эти правила требовали в случае опасности выступать в путь по утрам через 3 минуты после подъёма, то умывание в течение 7 минут сделалось бы невозможным. В данном случае следует руководствоваться положениями "правил... ", как закона, которому не могут противоречить правила "Уложения".
9. В статье 4 содержится ссылка на некоторый перечень, который в "Уложении..." не содержится, но должен быть принят отдельным указом (подзаконным актом)


3. Ученику предъявляется текст закона (одной или нес- кольких статей) и описание упрощённого казуса. Ученику предлагается обнаружить в казусе события, которых касается данная статья.
Например, предлагается текст ст.26 ГК РФ и описание ситуации: "пятнадцатилетний Крылов, заработав на сборе урожая сливы, открыл в банке счёт. Осенью, играя в футбол, он разбил окно квартиры 1 этажа и по требованию хозяев оплатил замену стекла. Деньги он снял со своего счёта".
Вопрос: Какие из действий. прав и обязанностей Крыловаоговорены в статье 26 ГК РФ?


4. Ученику предлагается соотнести элементы сложной жизненной ситуации с той или иной формой юриди- ческого факта.
"Шестнадцатилетняя Трофимова взяла в аренду у пенсионерки Зыковой швейную машину и стала работать по договору подряда со швейной мастерской. Детский сад, который заказывал мастерской пошив постельного белья, для экономии денег решил заказывать Трофимовой выполнение работы напрямую,оставив без своих заказов мастерскую".
Задание: назовите упомянутые в ситуации юридические факты, субекты, объекты и содержание правоотношений, упомянутых выше.


5. Ученику представляется несколько взаимосвязанных статей и предлагается сконструировать казус, который исчерпывается применением этих статей.
(Например, статьи 14, 16 и 17 закона "О защите прав потребителя").


7. Ответ на вопрос по схематическому казусу, имеющему отношение к данной статье.
Например: Прочтите тексты статей ГК РФ и ответьте на вопросы
Статья 1055. Обязанность выплатить награду
1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграж- дения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие, в частности отыскал утраченную вещь или сообщил лицу, объявившему о награде, необходимые сведения.
2. Обязанность выплатить награду возникает при условии, что обещание награды позволяет установить, кем она обещана. Лицо, отозвавшееся на обещание, вправе потребовать письменного подтверждения обещания и несет риск последствий непредъяв- ления этого требования, если окажется, что в действительности объявление о награде не было сделано указанным в нем лицом.
3. Если в публичном обещании награды не указан ее размер, он определяется по соглашению с лицом, обещавшим награду, а в случае спора судом.
4. Обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.
5. В случаях, когда действие, указанное в объявлении, совершили несколько лиц, право на получение награды приобретает то из них, кто совершил соответствующее действие первым.
Если действие, указанное в объявлении, совершено двумя или более лицами и невозможно определить, кто из них совершил соответствующее действие первым, а также в случае, если действие совершено двумя или более лицами одновременно, награда между ними делится поровну или в ином предусмотренном соглашением между ними размере.
6. Если иное не предусмотрено в объявлении о награде и не вытекает из характера указанного в нем действия, соответствие выполненного действия содержащимся в объявлении требованиям определяется лицом, публично обещавшим награду, а в случае спора судом.


Статья 1056. Отмена публичного обещания награды
1. Лицо, объявившее публично о выплате награды, вправе в такой же форме отказаться от данного обещания, кроме случаев, когда в самом объявлении предусмотрена или из него вытекает недопустимость отказа или дан определенный срок для совершения действия, за которое обещана награда, либо к моменту объявления об отказе одно или несколько отозвавшихся лиц уже выполнили указанное в объявлении действие.
2. Отмена публичного обещания награды не освобождает того, кто объявил о награде, от возмещения отозвавшимся лицам расходов, понесенных ими в связи с совершением указанного в объявлении действия, в пределах указанной в объявлении награды.


7.1. Прохоров потерял собаку и вывесил объявление с обещанием выплатить вознаграждение за возвращение животного, но не указал сумму. Петров взял отпуск без оплаты, три дня разыскивал собаку, разъезжая на электричке и автобусе по крестностям, стоптал пару ботинок и нашёл пса. Прохоров взял собаку и предложил петрову вознаграждение размером 5% минимальной заработной платы. Петров возмутился и обратился в суд. На какое вознаграждение по-вашему, может рассчитывать Петров.
Решение: согласно части 3 статьи 1055 размер награды в случае спора определяется судом. О размере вознаграж- дения в приведенных здесь статьях ничего не говорится, поэтому у меня нет оснований для оценки величины вознаграждения.
7.2. Фирма в рекламном плакате обещала "подарить магнитофон тому, кто соберёт и предоставит до 5 июля 10 наклеек с продуктов фирмы", Петров так и сделал. Фирма отказалась наградить его магнитофоном, на том основании, что уже подарила магнитофон Сазонову. Что вправе сделать Петров?
Задача на внимательность. Ученик прочитывает статью 1055 и обнаруживает часть 5, которая подтверждает права фирмы. Петров, впрочем, вправе удостовериться в том, что фирма действительно наградила Сазонова.
8. Конструирование жизненной ситуации по схемати- ческой цепочке событий.
Например,
8.1. Вообразите ситуации, соответствующие цепочкам событий (1-2-4-5); (1-2-4-6); (1-3-4-7); (1-3-4-8). Цифры в скобках соответствуют номерам событий на схеме.
Смысл заданий такого рода в преодолении разрыва между схемой и реальной ситуацией. Научившись фантазировать в условиях ограничений, наложенных схемой, дети позже сумеют усматривать схемы в реальных ситуациях.

9. Перебор всех возможных цепочек событий, возможных в данной ситуации.
Особенность таких заданий - перебор разных последо- вательностей событий. При решении конкретной правовой проблемы необходимо представить все возможные законные и юридические пути развития событий, чтобы застраховаться от неожиданностей.
В обсуждении этой задачи присутствуют: анализ структуры ситуации; воображение правдоподобных обстоятельств; зпроверка вымышленных событий на предмет соответствия схеме; изобретение внешних обстоятельств, способных нарушить воплощение схемы.

10. Выбор соответствующей закону линии поведения с помощью дихотомических ключей.
Например, ученику предлагается подробно письменно рассказать о покупке и каких-либо неприятных послед- ствиях, к которым эта покупка привела. Затем, используя дихотомический ключ (см. ниже) ученики определяют стратегию дальнейших действий. На вопросы, содержщиеся в ключе, ученики отвечают на основании данных содержащихся в их записях. Если запись недостаточно детальна, ученик обнаруживает, что он не может выработать правильную стратегию поведения. Учениек убеждается на деле, что надо обращать на многие детали совершения сделки и запоминает, на какие детали надо обращать внимание в конкретных обстоятельствах ( в нашем примере - при покупке вещи в магазине).
1. Вы купили вещь для использования в предпринимательской деятельности, для перепродажи или для извлечения прибыли?
Да - Закон о правах потребителя к вам не относится
Нет - Читайте пункт 2
2. Вы купили вещь в зарегистрированном предприятии -Читайте пункт 3
- Вы купили вещь на рынке, на толкучке, у прохожего, у незарегистрированного предпринимателя - Закон оправах потребителя вам ничем не поможет
3. Продавец передал вам информацию о своей организации в виде товарного чека, кассового чека?
да - читайте пункт 4
нет - ?
4. Продавец передал вам информацию о названии изготовителя?
Да - читайте пункт 5
Нет - ?
5. Продавец передал вам информацию о правилах пользования вещью, условиях хранения и сроках годности?
Да - читайте пункт 6
Нет - ст. 10
6. Причинён ли вам вред вследствие недостатков товара?
Да - читайте пункт 7
Нет - читайте пункт 8
7. Вред был причинен до истечения гарантийного срока или срока годности?
да - Ст.12 п.3 Возмещение ущерба изготовителем или продавцом
после истечения срока - ст.12 п.3 - Возмещение ущерба изготовителем
и т.д.
Смысл такого задания - обучение ориентации в значительном по объёму разделе законодательства.


11. Усмотрение в обычных жизненных ситуациях возникновений, переходов и исчезновений прав и отношений по плану:

1) Действующие лица, участвующие в ситуации
2) Собственность, упоминаемая в ситуации
3) Неимущественные права действующих лиц
4) Обязательства, которые добровольно и вынужденно берут на себя действующие лица
5) Возникновение прав и обязанностей
6) Переход прав и обязанностей
7) Утрата прав и обязанностей
8) Договор
9) Ответственность, взятая сторонами по договору
10) Ответственность, возникающая у сторон по закону
11) Сроки исполнения обязательств
12) Конфликты, которые, исходя из соображений здравого смысла, могут возникнуть между сторонами
13) Возможные пути разрешения конфликтов (примире- ние, подача иска в суд, оказание давления, не противоре- чащее закону)

Участники ситуаций: потребитель-юридическое лицо, наёмный работник-работодатель, свободный художник и налоговая инспекция, недееспособный гражданин и злоумышленник, граданин и нотариальная контора, мелкий предприниматель и партнёр, и т.д.

Примеры ситуаций:
Петрова связала свитер для сына.
Николаев купил дачу у Фомина.
Сидорова купила билет на самолёт в кассе.
Сигов купил билет в театр.
12. Творческие задания на осмысление закона.

Статья, не сложная для понимания, предлагается ученику для осмысления. Ему предлагается вообразить ситуации, в которых применение данной статьи может привести к последствиям, желательным для её автора, так и противо- речащим намерениям законодателя. Все рассуждения - в области здравого смысла, доступной ученику. При обсуждении в классе другие ученики вносят свои поправки, предложения, уточнения. Учитель ведёт на доске учёт, записывая утверждения и комментарии в виде дерева.


12.1. Прочтите часть статьи 56 Семейного кодекса Росиии.
Ребенок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам
12.1.1.Придумайте ситуацию, в которой она будет защищать интересы ребенка.
12.1.2.Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам ребенка.

12.2. Прочтите пункт 1 статьи 502 Гражданского кодекса РФ (Обмен товара).
Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказа- тельства приобретения его у данного продавца.
12.2.1. Сообразите, каким образом она защищает интересы продавца. Сообразите, каким образом она противоречит интересам продавца.
12.2.2.Придумайте ситуацию, в которой она будет защищать интересы продавца. Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам продавца.
12.3. Прочтите статью 32 закона РФ "О защите прав потребителей".
Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы во всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.
12.3.1. Придумайте ситуацию, в которой она будет защищать интересы исполнителя.
12.3.2.Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам исполнителя.
12.4. Прочтите статью 177 Кодекса законов о труде РФ.
Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни.
12.4.1. Придумайте ситуацию, в которой она будет защищать интересы несовершеннолетнего. Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам несовершен- нолетнего.

13. Общие рассуждения о последствиях применения закона
Чтобы лучше понять дух конкретного закона, его следует обдумать в
1) контексте здравого смысла
2) в контексте разных общественно-исторических условий
3) в контексте его возможных последствий его применения, как предусмотренных. так и не предусмотренных законодателем.

13.1. Ситуация. В феодальном государстве А земельный участок после смерти отца переходит в наследство старшему сыну, в государстве Б - делится поровну между всеми сыновьями, в государстве Г - поровну между всеми детьми, а в государстве Д - наследуется младшим сыном. Сообразите, к каким последствиям приводит в масштабах семьи и государства каждое из этих законодательств. В чьих интересах действуют законы о наследовании каждой из этих четырех стран.
13.2. Вот несколько утверждений:
1) Каждый волен делать то, что хочет.
2) Каждый вправе делать то, что не запрещено, и полный список запретов существует.
3) Каждый вправе делать всё, что хочет, при условии, что его действия не ущемят интересы ближних.
4) Каждый вправе делать всё, что не ущемляет интересов других людей, в том числе и ещё не родившихся.
5) Никто не вправе вредить кому-нибудь словом, мыслью или делом.
Сообразите и обсудите, какие проблемы возникнут в обществах, руководствующихся каждым из этих пяти принципов.
Имея в виду указанные принципы и соображения здравого смысла, придумайте главный закон для:
1) общества, где жизнь была бы самой спокойной
2) общества, где жизнь была бы самой сытой;
3) общества, где жизнь была бы самой счастливой.
Статья 9 ГК РФ. Осуществление гражданских прав
1. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
2. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
13.3. Может ли гражданин РФ отказаться от права на имя? К чему мог бы привести такой отказ, если бы он был возможным?
13.4. Может ли гражданин РФ не заниматься предпри- нимательской деятельностью? Может ли он отказаться от права заниматься предпринимательской деятельностью?
13.5. Как представители некоторых профессий фактически ограничены в возможности выбирать место жительства? Сохраняют ли они право избирать место жительства?
13.6. Прочтите статью 1 ГК РФ
Статья 1 ГК РФ. Основные начала гражданского законодательства
1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкос- новенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемеща- ются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.


13.6.1. Вообразите, как выглядела бы жизнь в обществе, в котором все принципы пункта 1 статьи 1 были бы заменены на противоположные
13.6.2. Вообразите, к каким проблемам при каких обстоятельствах могло бы привести исключение первого или второго абзацев из пункта 3 статьи 1 ГК РФ.
13.6.3. Придумайте ситуации, в которых гражданские права людей ограничены в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 1


14. Осознание потребности общества в действии определённого закона.