Яндекс.Метрика
Окружающий мир в начальной школе: методические рекомендации, презентации, цифровые тренажеры и игры
Методические рекомендации и учебные материалы к уроку 1 учебника "Окружающий мир" А.А.Вахрушева, С.Н.Ловягина, И.И.Кремлевой, Н.В.Зорина

Окружающий мир 2 класс часть1 урок 1

Пять картин для обсуждения скачать

 

1. Краткий план урока

Учитель обсуждает с детьми, как используется слово «объект».  
Рассказывает, что некоторые объекты можно разделить на две группы так, что в мире нет ничего, что не относилось бы к одной из этих групп. Пример таких групп — рукотворное и природное.
Природное тоже можно разделить на две группы так, что любой природный объект относится к одной из этих групп: живое и неживое.
Дети обсуждают, что они называют природой. Сами приводят примеры объектов живой природы и объектов неживой природы.
Дети обсуждают, что изменяется в природе быстро, а что медленно. Они выполняют задания из рабочей тетради и обсуждают материалы презентации ОК5.
Дети обсуждают, что такое явление природы. Они обсуждают примеры того, как на фотографии природных объектов можно обнаружить происходящие в момент фотосъемки изменения и следы изменений, происходивших в прошлом.
Разумеется, всё здесь написанное не более, чем вариант. Учитель выбирает, что именно и как обсуждать на уроке, исходя из собственных представлений.

 

2. Ход урока
ВП: вопрос учителя (вопрос педагога)
СП: сообщение учителя (сообщение педагога)
У: ученик
ОВО: ожидаемый верный ответ ученика
ОНО: ожидаемый неверный ответ ученика
ВУ: вопрос ученика
ДП: действия учителя
ДУ: действия ученика
ФГОС: Соответствующие позиции ФГОС 2021 года
ПООП: Соответствующие позиции проекта «ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (для 1–4 классов образовательных организаций) Проект ИСРО РАО, Москва 2021


Примерный ход обсуждения
ВП. Каким словом можно назвать и тигра, и волка, и акулу, но нельзя назвать оленя?
ОВО: Хищник.
ВП: Каким словом можно назвать и стул, и стол, и шкаф?
ОВО: Мебель
ВП: Каким словом можно назвать и реку, и слона, и чайник, и планету?
ОВО: Не знаю такого слова.
СП: Для этого можно использовать слово «объект».
ВП: Если вы поняли, что называют объектами, назовите какие-нибудь ещё объекты
ОВО: Дом, стол, ветер, Луна, таракан и т.д.
ОНО: Я, Витя, Катя...
СП: Небольшое уточнение. Людей не называют объектами. Для людей есть другое слово: «субъект». Субъект это тот, кто познаёт, мыслит, намеренно действует. Какой-нибудь механизм вроде стиральной машины или автомобиля тоже действует, но ни мыслей, ни намерений у них нет.
ВП: Вы привели примеры объектов из двух групп: сделанные людьми и появившиеся без участия людей. Можно ли сказать, что во всём мире, во всей вселенной, во всём космосе нет вещей, которые не входят ни в одну из этих (двух) групп?
ОВО: Да, любой предмет либо сделан людьми, либо появился без участия людей.
ВП: Знаете ли вы слово, которым можно назвать всё то, что не сделано людьми?
ОВЛ: Не знаем.
ВП: Прочитайте диалог Кати и дедушки и найдите там это слово.
ВП: Так каким словом можно назвать всё (не по отдельности, а сразу всё) что не сделано человеком и появилось независимо от него?
ОВО: Это слово "природа".
ВП: А теперь по очереди называйте, что из объектов на рисунке со страницы 8 является природным, а что — сделанным людьми.
ОВО: Дети называют объекты на рисунке и говорят, сделаны они людьми или это природные объекты.
ВП: А как бы вы назвали объекты, которые не природные? Помните по какому признаку они отличаются?
ОВО: Это объекты, сделанные людьми. Их так и можно называть — "объекты, сделанные людьми"
СП: Их принято называть одним словом — "рукотворные", сделанные руками.
ВП: Из каких частей состоит слово "рукотворный"? На какие другие слова похожи эти части?
ОВО: "Руко" похоже на слова "рука", "руки". А "творный" похоже на слова творить, творчество, творог.
СП: Действительно, творить значит делать. Скажите, из чего делают рукотворные вещи? Посмотрите на рисунок на стр.9.
ОВО: Из стекла, ткани, глины, бумаги, прутьев.
ВП: А эти материалы природные или рукотворные?
ОВО: Глина и прутья природные, а бумага, стекло и ткани — рукотворные.
СП: Стекло делают из песка и соды, бумагу из древесины, а нити из растительных волокон, шерсти животных или пластмассы.
ВП: Как вы думаете, есть ли такие рукотворные вещи, которые никогда не были природными материалами?
ОВО: Таких вещей нет. Для изготовления любого рукотворного материала в самом начале используются природные объекты — растения, нефть, железная руда и так далее.
ВП (если учитель показывает презентацию ОК5 2.1, экран 2): Назовите природные и рукотворные объекты на этом экране.
ОВО: Природные: деревья, трава, земля, небо. Рукотворные: провода, асфальт, дома, машины.
ВУ: А человек природный или рукотворный?
ВП (если учитель показывает презентацию ОК5 2.1, экран 3): Назовите природные и рукотворные объекты на этом экране. Из каких материалов они сделаны?
ОВО: Навес, кровля навеса, столб, провод, дорога, разметка на дороге, площадка перед навесом. Навес из стволов дерева, кровля то ли железная, то ли алюминиевая. Столб железный. Дорожка асфальтовая. Провода металлические. Площадка перед навесом покрыта мелкими камнями.
ВП: А эти материалы природные?
ОВО: Металл рукотворный, столбы природные. Мелкие камни природные.
ВП: А металл прямо так в природе собрали?
ОВО: Нет, природной была руда, а выплавленный из неё металл рукотворный.

ДП: Учитель достаёт из коробки разные предметы (яблоко, камень, компьютерную мышь, карандаш и т.д.). Спрашивает, что рукотворное, а что природное. Дети легко отвечают.
ВП: Вы верно распознали природные и рукотворные объекты. А откуда вы знаете, что из того, что я показала, природное, а что рукотворное?
ОВО: Дети недоумевают. Ведь и так ясно!
ВП: Вы все такие предметы раньше видели?
ОВО: Да, конечно.
ВП: Вам кто-нибудь говорил, что из их числа рукотворное, а что природное?
ОВО: Не помним такого.
ДП: Показывает рукотворный предмет, который дети скорее всего никогда не видели — деталь какого-нибудь технического устройства.
ВП: Знаете, что это такое? Видели когда-нибудь?
ОВО: Нет, не видели.
ВП: Это рукотворное или природное?
ОВО: Рукотворное.
ВП: Вы не знаете, что это такое, но совершенно верно определили, что это рукотворное. Как вы узнали, что это рукотворный объект?
ОВО: Не знаем.
ОО: Кто-то из детей выдвигает разные предположения. (Собственно это и является примером рефлексии — С.Л.).
ВП: Скажите, деревянный стол — рукотворный?
ОВО: Да, конечно.
ВП: А доски?
ОВО: Рукотворные.
ВП: А дерево в лесу?
ОВО: Природное.
ВП: А только что срубленное дерево?
ОВО: Непонятно. Скорее всего природное.
ВП: А доски из этого дерева?
ОВО: Рукотворные.
ВП: А букет в вазе рукотворный?
ОВО: Да.
ВП: А цветы?
ОВО: Природные.
ВП: Когда природное превращается в рукотворное?
ОВО: Когда люди его изменили. Что-нибудь из него сделали.

ВП: Попробуйте разделить все природные объекты на две группы так, чтобы любой природный объект входил или в одну, или в другую.
ОО: То, что тяжелее килограмма и то, что легче килограмма (например, мухи и мыши и слоны и кенгуру). То, что появилось до вчерашнего вечера и то, что появилось после (например, моя собака и снесенное сегодня курицей яйцо). То, что тонет в воде, и то, что не тонет в воде.
ОО: Можно разделить на две группы — живое и неживое.
ВП: Скажите, какой из вариантов разделения интереснее, важнее? Ведь мы можем при сравнении по весу выбрать для разделения на группы не один килограмм, а два, или три, или сто килограммов.
ОВО: Живое и неживое самое интересное и важное разделение.
ВП: Рассмотрите рисунки на стр.10 учебника. Назовите объекты живой природы, а потом неживой природы.
ВП (если учитель показывает презентацию ОК5 2.1, экран 1): Назовите объекты живой и неживой природы, на экране 1.
ОВО: Живые деревья, коровы, трава, неживая река, небо, вода в луже.
ВП: Прочитайте учебник под строчками "В природе постоянно что-то меняется" на стр.10 учебника. Расскажите, какие изменения природных объектов вам известны.
ОВО: Щенок превращается в собаку. Зелёное яблоко краснеет. На голове вырастают волосы. На руке вырастают ногти. Вода стекает по склону. Дождь промачивает землю.
ВП: Какие изменения можно заметить за несколько минут?
ОВО: Ветер поднял пыль. Дождь намочил землю. Шишка упала с ветки. Белка спряталась в дупле. Птенец вылупился из яйца.
ВП: А есть ли такие изменения, которые происходят в течение дней, недель, месяцев или лет?
ОВО: Толщина льда на реке зимой постепенно увеличивается. Яблоня вырастает. Котёнок взрослеет.
ВП: А бывает ли так, что, взглянув на какой-либо объект, мы сразу догадываемся, что он изменялся? Например, увидев сосульку на крыше, мы догадываемся, что она не сразу была такой, а росла какое-то время.
ОВО: Мокрая земля — след дождя. Жёлтые палые листья — результат листопада. Красное яблоко — результат созревания и т.д.
ВП: Посмотрите на рисунки внизу страницы 10 и скажите, о каких прошлых изменениях мы можем говорить, глядя на то, что нарисовано.
ОВО: На левом рисунке грачи прилетели. Зимой снег выпал, а весной растаял. Осенью поле вспахали. Осенью листья берёз опали. Трава пожелтела.
ОВО: На правом рисунке вода течёт вниз. Вода размыла берег. Облака бегут по небосводу. Птицы перемещаются в пространстве — летят. На деревьях и кустарниках появились листья.
ВП (если учитель показывает презентацию ОК5 2.1, экран 4 ): Ответьте на вопросы этого экрана.
ОВО: Природные объекты на снимке — живые листья, палые листья, яблоки.
Листья недавно были на ветвях, зелёные листья были меньшего размера, яблоки были зелёными и меньшего размера.
Снимок сделан осенью. Он был сделан там, где растут яблони. В кадр не попали деревья — это с них упали яблоки и листья.

ВП: Вспомните, какое слово мы использовали для обозначения всего, чего угодно.
ОВО: Объект.
ВП: А на какие группы мы делили все объекты в мире?
ОВО: На природные и рукотворные.
ВП: А на какие группы мы делили природные объекты?
ОВО: На живые и неживые.
СП: На уроках "Окружающего мира" мы будем использовать также слово «тело». Телом называют любой объект, который как-то отделен от того, что вокруг. Камень, гору, воду в пруде, Солнце, Луну, Землю — всё можно назвать телом. Земля и луна — космические тела, гора — геологическое тело.
Доска, камень и карандаш — твёрдые тела, а вся вода в пруде или озере — жидкое тело. Капля воды тоже жидкое тело.
ВП: Приведите примеры долговечных природных тел.
ОВО: Планеты, горы, моря и океаны.
ВП: Приведите примеры недолговечных природных тел.
ОВО: Облако, сосулька на крыше, лужа.
СП: В словаре Ожегова можно найти определение: тело это отдельный предмет в пространстве, то есть тело отделено от окружения, у него есть границы.
СП: Говоря о теле, мы должны сказать, что его окружает, с чем оно граничит.
ВП: Скажите, если мы говорим, что луна — космическое тело, скажите, что её окружает, с чем граничит это тело?
ОВО: Луну окружает безвоздушное пространство. Пустота.
ВП: А что окружает футбольный мяч на поле?
ОВО: Его окружает воздух.
ВП: Воду в озере можно назвать водным телом. С чем граничит это тело?
ОВО: С воздухом наверху и дном внизу.
СП: Прочитайте, что такое явление природы на странице 11.
ВП: Как вы считаете, горение это явление природы?
ОВО: Да, потому что это изменение того, что горит. Оно исчезает и образуется тепло.
ВП: А падение листа на землю — это явление природы? Что при этом изменяется?
ОВО: Изменяется положение листа в пространстве. Он был на ветке, а оказался на земле. Он упал из-за притяжения Земли.
ВП: А высыхание сырой ткани — это явление природы? В чём оно заключается?
Справка для учителя:
https://rus-philosophical-enc.slovaronline.com/9612-%D0%AF%D0%92%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95
https://gufo.me/dict/philosophy/%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%90

 

ОВО: Это явление природы, оно заключается в испарении воды, которая смачивала ткань.
ВП: Какие природные явления отображены на рисунках на стр. 11?
ОВО: Дождь, гроза, молния, падение капель на землю, смещение ветром капель в сторону. Извержение вулкана.
ВП: Придумайте короткие рассказы о каком-нибудь из этих явлений. У вас одна минута на размышление.
Кто придумал? Расскажи, Костя.
ВП: Кто может показать прямо в классе какое-нибудь явление природы? У вас одна минута на размышление.
ДУ: Уронить карандаш — он падает вниз, падение — явление природы, полить землю в горшке с цветами – вода впитается, впитывание воды почвой — явление природы.

Рефлексия
В ходе обсуждения рефлексией была попытка детей понять, как именно они отличают рукотворные предметы от природных.


Центральный вопрос урока.
Что называется словами природное и рукотворное, живое и неживое. Что называют явлением природы.


Большая идея
Для разделения объектов на группы нужны чёткие определения. На этом уроке ничего пока не говорится про определения, но детей знакомят с проблемной ситуацией, показывая, что не всегда точно можно сказать, в какой момент природный объект оказывается рукотворным.


Минимум
Ученик должен приводить примеры природных и рукотворных объектов. 
Ученик должен уметь употреблять к месту слово объект.


Максимум
Ученик должен приводить примеры природных явлений.
Приводить примеры изменений в живой и неживой природе.


Соответствие ПООП
Ученик осваивает базовые логические действия: «сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать осно- вания для сравнения, устанавливать аналогии;
-- объединять части объекта (объекты) по определённому при- знаку;
-- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.
Соответствие ФГОС
Искомые личностные результаты:
готовность обучающихся к саморазвитию;        
мотивацию к познанию и обучению;
Искомые метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями: сравнивать объекты,
устанавливать основания для сравнения,

 

Трудные места обсуждения


Объекты, вещи, предметы и тела Смысл этих слов в повседневной речи не всегда совпадает с тем, который принят в философии. Некоторые люди называют вещами только то, что сделано людьми, что "можно купить в промтоварном магазине". 
Предметами называют то, что "можно потрогать руками". В словаре Ушакова предмет — это «всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее особо, как вместилище каких-н. свойств и качеств (книжн.)». Но какая-то идея, гипотеза, концепция может быть предметом обсуждения, науки.
Предметом называют то, на что обращено внимание. Слово предмет было изобретено в русском языке 18 века для замены латинского слова объект.
Некоторые философы утверждают, что в мире есть только вещи. их свойства и отношения и ничего кроме них.
В словаре Ефремовой говорится, что вещь —  это явление действительности, событие, действие, обстоятельство.


Можно добавить в обсуждение
ВП: Что называют вещами?
ОВО: То, что стоит дома, и это не едят. Вещи можно купить в магазине. Вещи сделаны людьми.
СП: Верно, в повседневной жизни мы называем вещами предметы обихода, то что можно использовать, купить, переставить. Но кошку или собаку мы вещью не назовём.
СП: Учёные-философы называют вещами всё, что воспринимают органы чувств. Обычно слова вещь и объект можно заменять друг другом. Пряник это и вещь, и объект. Воробья мы назовём объектом, но не вещью. Хотя для философа это вещь.


Справка для учителя:
https://rus-philosophical-enc.slovaronline.com/2465-%D0%92%D0%95%D0%A9%D0%AC