Яндекс.Метрика
Окружающий мир в начальной школе: методические рекомендации, презентации, цифровые тренажеры и игры
Методические рекомендации и учебные материалы к уроку 1 учебника "Окружающий мир" А.А.Вахрушева, С.Н.Ловягина, И.И.Кремлевой, Н.В.Зорина

Окружающий мир 2 класс часть1  урок 2
Живая и неживая природа тесно связаны

Пять картин для обсуждения

1. Краткий план урока

Учитель обсуждает с детьми, как растения зависят от температуры, влажности почвы, света. Обсуждает с детьми, как животные зависят от температуры воздуха, освещенности, доступности пищи.
Обсуждает, как растения влияют на свойства окружающей среды — создают тень (и к чему это приводит), впитывают воду корнями (и к чему это приводит), укрывают почву палыми листьями, пронизывают почву корнями, сгнивают.
Обсуждают как животные влияют на окружающую среду — создают проходы в почве (кроты, сурки), создают плотины на ручьях (бобры), строят дома (муравейники и термитники протаптывают тропинки.
Обсуждают, какие животные чем питаются.
Обсуждают, что такое связи — ограничения и зависимости. Обсуждают, что лес — это экосистема, в которой организмы зависят друг от друга, влияют друг на друга.

2. Ход урока
ВП: — вопрос учителя (вопрос педагога)
СП: — сообщение учителя (сообщение педагога)
У: — ученик
ОВО: — ожидаемый верный ответ ученика
ОНО: — ожидаемый неверный ответ ученика
ВУ: — вопрос ученика

ВП: Приведите примеры того, что относится к живой природе.
ОВО: Берёза, трава, кактус, хомяк, лягушка, тигр и т.д.
ВП: Какое слово подходит для всех этих объектов?
ОО: Дети недоумевают.
ВП: Вы слышали слова "живой организм"?
ОВО: Да, вроде слышали.
ВП: Теперь ответьте на вопрос, что относится к живой природе?
ОВО: Живые организмы.
ВП: Можем ли мы сказать, что все живые организмы относятся к живой природе?
ОВО: Да, можем.
ВП: А что относится к неживой природе?
ОВО: Камни, вода, горы, облака, песок и т.д.
ВП: Вы сейчас привели примеры того, что не относится к живой природе. Известно ли вам слово, которое относится ко всем объектам неживой природы так, как слово организм относится ко всем объектам живой природы?
ОВО: Не знаю такого слова.
СП: Я тоже такого слова не знаю. Так что придётся нам использовать несколько слов, "объекты неживой природы", "неживая природа".
ВП: Можете ли вы привести примеры того, как живые организмы зависят от неживой природы? Например, как зависят животные от воздуха?
ОВО: Воздух нужен для дыхания. В холодном воздухе животные теплых стран могут замерзнуть.
ВП: Как называют воздух, который движется над землёй?
ОВО: Ветер
ВП: Как ветер может повлиять на животных и на растения?
ОВО: Сильный ветер может сломать дерево, ветер может мешать птицам летать, на сильном ветру зимой можно замерзнуть быстрее, чем в безветренную погоду.
ВП: А как живые организмы зависят от воды?
ОВО: Животные пьют воду. Рыбы плавают в воде. Одни рыбы живут в пресной воде, а другие в солёной. Многие сухопутные животные умеют плавать. Растениям необходима вода — они впитывают ее корнями. Некоторые растения живут в воде (например, в аквариуме или в пруду).
ВП: Можно ли сказать, что живые организмы используют неживую природу? Посмотрите на рисунок на стр.12 и расскажите, как живые организмы на рисунке используют неживую природу.
ОВО: Рыба плавает в воде, птица опирается на воздух, корова ходит по земле, деревья укореняются в почве и впитывают корнями воду, растения используют солнечный свет (ведь мы знаем, что в темноте растения погибают, цветы в комнате мы ставим на подоконник, потому что там больше всего света).
ВП: А могут ли живые организмы изменить неживую природу?
Могут ли деревья, например, изменить влажность почвы или её температуру?
ОВО: Растения делают почву суше, впитывая корнями воду. Дерево даёт тень, а почва в тени не будет согреваться солнечными лучами.
ВП: А как корни изменяют почву кроме высушивания, как вы думаете? Кто-нибудь копал землю в лесу или на лугу?
ОВО: Корни пронизывают почву, на лугу даже разделяют её на комки.
ВП: А если корень в почве сгниёт, что произойдёт?
ОВО: На месте сгнившего корня образуется пустота, по которой вода будет быстрее стекать в глубокие слои почвы.
ВП: Прочитайте текст на стр.12 и ответьте на вопрос. Расскажите, какие воздействия живых организмов на природу представлены на картинках (на картинке справа изображена сосна на скале).
ОВО: Крот прорывает в земле проходы, через которые в почву поступает вода и воздух. Крот рыхлит землю, насыпает кучки рыхлой земли. Одуванчики затеняют почву, высасывают из почвы воду, пронизывают почву корнями.
Сосна затеняет скалу, опавшие иглы заполняют трещины в камне, корни проникают в трещины в камне и распирают их изнутри.
ВП: Скажите, а как живые организмы влияют друг на друга, как одни живые организмы используют другие?
ОВО: Одни живые организмы питаются другими. Волки зайцами, лисы мышами, олени травой, а белка орехами. Гусеницы поедают листья и плоды растений, а птицы гусениц. И т.д.
ВП: Можем ли мы сказать, что одни живые организмы зависят от других?
ОВО: Да.
СП: Если один объект зависит от другого, говорят, что эти объекты связаны, между ними есть связь. Я буду называть объекты, а вы мне расскажете, какие между ними связи.
ВП: Трава и корова.
ОВО: Корова ест траву. Пищевая связь.
ВП: Кошка и мышка.
ОВО: Кошка ест мышей. Пищевая связь
ВП: Мы можем сказать, что кошка зависит от мышей?
ОВО: Да. Чем больше мышей, тем проще кошке их поймать. Если их не будет — кошка будет голодать.
ВП: Кусты томата в огороде и температура воздуха?
ОВО: Томаты зависят от температуры воздуха. Связь между томатами и воздухом. Если температура низкая, томаты погибнут.
ВП: Белка и дупло.
ОВО: Белка устраивает гнездо в дупле. Если дупло маленькое - белка в нём не поместится. Белка зависит от наличия дупел в лесу. Значит есть связь белки и дупла.
ВП: Репейник и собака.
ОВО: Плоды репейника цепляются к шкуре животных и, когда те бегают, отваливаются. Таким образом репейник расселяется. Есть связь — собака переносит семена. Репейник зависит от животных, к шкурам которых прикрепляются его плоды.
ВП: Берёза и ветер.
ОВО: Ветер подхватывает плоды берёзы и уносит их вдаль.  Из семян берёзы деревья вырастают только если семена попадут в почву вдали от деревьев.
ВП: Прочитайте верхнюю половину страницы 13. Ответьте на вопрос.
ОВО: Гусеницы связаны с салатом, синица связана с гусеницами, хищная птица связана с синицей пищевыми связями. И змея, и комар питаются мышами — это тоже пищевая связь.
ВП: Вы сказали, что синица связана с гусеницами. А гусеницы связаны с синицей?
ОВО: Конечно, гусеницы зависят от синиц. Если синиц много, они могут съесть всех гусениц.
ВП: Прочитайте нижнюю половину страницы 13. Скажите, с чем связаны растения?
ОВО: Растения зависят от количества света (если света не хватает, они медленно растут), от количества воды, воздуха (им важна его температура) и удобрений.
ВП: Зачем люди удобряют растения?
ОВО: Чтобы растения вырастали большего размера, чтобы они давали больше плодов и семян.
ВП: Прочитайте верхнюю половину страницы 14. Какие вопросы у вас возникли, есть ли там не понятные вам утверждения?
ОВО: Я не знаю, какие животные питаются мертвыми животными.
СП: Крысы и голуби очищают города от падали. Волки и гиены поедают трупы животных. Мухи откладывают яйца в трупы и личинки быстро съедают падаль.
ОВО: Что такое отходы жизнедеятельности?
СП: Это экскременты. Ими питаются насекомые — например, некоторые мухи и жуки. Кроме того, отходами жизнедеятельности можно считать перья птиц и шерсть зверей, выпавшие во время линьки.
ВП: Прочитайте нижнюю половину стр.14. Ответьте на вопрос, если сможете (вопрос очень сложный).
ОВО: Утки на лапах переносят семена водных растений и икру рыб и лягушек из одного водоема в другой. Грызуны в степях и пустынях переносят возбудителей опасных болезней. Больные бешенством животные могут переносить вирус бешенства. Муравьи собирают сладкие выделения тли.
ВП: Как вы думаете, есть ли в лесу объекты, которые не являются живыми организмами?
ОВО: Да. Это опавшие листья и ветви, гниющие пни, почва, лужи, камни.
ВП: Как вы думаете, живут ли в лесу такие живые организмы, которые не связаны ни с какими другими объектами в лесу?
ОВО: Нет. Таких объектов нет.  Живым организмам надо на что-то опираться или где-то укрываться, чем-то питаться. Любой живой организм зависит от других живых организмов и неживой природы. Все эти зависимости и являются связями.
СП: Все живые организмы леса, почва, мертвые остатки живых организмов составляют экосистему леса.
Слово экосистема образовано от греческого слова "ойкос", означающего домашнее хозяйство. У людей это жилище, сад, огород и всё то, что нужно крестьянину для жизни. В экосистеме так же есть всё, необходимое для её обитателей.
ВП: Какие организмы образуют экосистему пруда? Какие свойства неживой природы пруда важны для этих организмов?

 

3. Пояснения
Центральный вопрос урока.
Как свойства и характеристики одних объектов могут влиять на свойства и характеристики других объектов. Как действия одних объектов изменяют другие объекты. Связь — это зависимость. Если одни объекты зависят от других объектов, одни объекты необходимы другим объектам, одни характеристики объекта зависят от других характеристик другого объекта, говорят, что они связаны. Если два объекта зависят друг от друга, говорят. что они взаимосвязаны
Большая идея
Система — это объекты, связанные друг с другом. Система — это совокупность объектов, связанных друг с другом. Экосистема — это живые организмы, связанные друг с другом и окружающей неживой природой.
Связи — это тоже "большая идея". Понятие связи используется во всех естественных науках.
Все названные большие идеи будут ещё много раз упоминаться и обсуждаться в ходе изучения курса "Окружающий мир"

Минимум
Понимать, что связь — это зависимость или ограничение.
Приводить примеры того, как живые организмы зависят от неживой природы.
Приводить примеры того, как живые организмы изменяют неживую природу.
Знать, что такое пищевая связь
Максимум
Ребёнок приводит примеры того, как в экосистеме одни объекты зависят от других.

Исследование На стр.15 кратко сформулирована задача исследования. Обратите внимание, мы не предлагаем назвать растения (потому, что дети скорее всего не знают названия многих растений) и не употребляем слово "вид" (потому, что объяснить, что такое вид, быстро не получится).
На большой перемене или после уроков можно разделить детей на несколько групп, верёвочкой на газоне ограничить какой-то участок примерно 1мх1м, и предложить подсчитать, сколько разных растений растёт на этом участке. Иногда дети сомневаются, относить два разных растения к разным группам или к одной.
Можно спрашивать, по каким признакам они отличают растения одной разновидности от другой.
Можно сфотографировать и сравнить участки газона всех групп (один участок хорошо снимать по частям, чтобы растения получались на снимке хорошо различимыми). Позже, работа в классе, можно узнать, какие растения были на всех площадках, какие на половине площадок, а какие только на одной

 

Объясняем новое слово
Связь — это зависимость одних объектов от других, зависимость характеристик одних объектов от характеристик других. Связи бывают пищевые (один организм поедает другой), опоры (один организм использует другой как опору), транспортные (один организм использует другой как средство транспорта), строительные (один организм сооружает то, что другой организм использует как укрытие). Многие другие связи будут обсуждаться на уроках в дальнейшем.
Среда, окружающая среда — окружение, место, в котором обитают организмы, со всеми его характеристиками.
Экосистема — это живые организмы, связанные друг с другом и окружающей средой.
Чтобы объяснить конкретные связи, называем события и действия. Палые листья лежат на земле. Остывание почвы связано с наличием палых листьев. Бесснежной зимой почва под листьями остывает медленнее, чем без листьев. Процесс (остывание) зависит от наличия листьев. Действия — лежат, остывает. Зависимость — одно изменяет другое. Слой листьев изменяет скорость остывания.

Рефлексия
На этом уроке возвращаемся к идее о разделении группы объектов на две части так, что любой объект относится либо к оlной, либо к другой (природные и рукотворные объекты, живая и неживая природа). При этом одна из групп настолько многообразна, что о её объектах можно сказать только то, что они не относятся ко второй группе.
ВП: Какие слова, с которыми мы познакомились на прошлом занятии, мы использовали на этом занятии?
ОВО: Объект, живая природа, неживая природа.
ВП: Что общего у всех объектов живой природы?
ОВО: Это живые организмы.
ВП: Есть ли что-то общее у всех объектов неживой природы?
ОВО: Это не организмы.
ВП: А есть ли у них ещё какие-то общие характеристики, одинаковые для всех объектов неживой природы?
ОВО: Нет
ОНВО: Неподвижные (СП: Река течет, ветер дует)
ОНВО: Они не растут (СП: Сосульки на крыше)
ОНВО: Они не размножаются (СП: Скалы рассыпаются на камни.)

 

 

Ответы на вопросы презентации ОК5 2.1.2
Экран 1

  1. Живые организмы – трава и кустарники. Они укоренены 9удерживаются) в почве. Почва, наверное, или глинистая, или песчаная.
  2. Растения зависят от воды. Видимо воды им не хватает — трава пожелтела, с ветвей кустарника опали листья (но он не погиб — на нижних ветвях листья видны). Ветер, возможно, высушивает почву и растения. Конечно, растения зависят от воздуха — ведь они дышат, как и все живые организмы.
  3. Травы и кустарники пронизывают почву корнями. Они впитывают воду и иссушают почву. Корни отмирают и сгнивают — на их месте образуются подземные пустоты (скважины, тоннели). По эти пустотам в почву стекает дождевая вода, поступает воздух.

Травы и кустарники затеняют почву, но очень мало. Они защищают почву от ветра.
Экран 2

  1. Живые организмы на снимке — деревья и травы. Они дышат воздухом (кислородом) и впитывают воду. Они используют солнечный свет.
  2. Нехватка воды замедлит их рост. Трудно вообразить, что им не хватит воздуха для дыхания. 
  3. Деревья корнями укрепляют берег ручья, корни в ручье замедляют течение воды, удерживают камни и песок так, что образовалась плотина. Растения замедляют ветер (дети по своему опыту знают, что на открытом месте ветер сильнее, чем в лесу), впитывают воду из почвы, затеняют почву. Палые листья защищают почву от ударов капель дождя.

Экран 3

  1. Живые организмы на снимке — растения и лошади. О растениях всё сказано при обсуждении предыдущих экранов. Лошади греются на солнце, ступают по земле, используют ветер, который может отогнать оводов (которые откладывают яйца под кожу животных) и слепней (кровососов). Они дышат, пьют воду.
  2. Они зависят от неживой природы. На морозе мёрзнут. В жару страдают от перегревания. Нуждаются в воде для питья.
  3. Протаптывают тропинки в лесу и на лугу. Разрушают копытами верхний слой почвы.

Экран 4

  1. Они бегают по стволам и по ветвям, устраивают гнёзда в дуплах. Могут питаться желудями, семенами клёна и елей, почками. На деревьях они могут найти и съесть насекомых или яйца птиц.

Экран 5

  1. Пищевая связь. Комар питается кровью человека.
  2. Комару необходима, человеку не нужна. Комар зависит от человека, поскольку ему нужна пища. Человек начинает зависеть от комаров, когда их много и они досаждают ему.
  3. Раз уж комары живут и там, где людей нет — в лесах, на незаселенных людьми территориях, значит он может сосать кровь других животных.
  4. У человека сосать кровь могут слепни, мошка (ударение на а), клещи (ударение на и).

ФГОС: «находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях», «устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы», «корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей».

 

ПООП: «Связи в природе», «находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях», «устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы», «корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей».