Яндекс.Метрика
Окружающий мир в начальной школе: методические рекомендации, презентации, цифровые тренажеры и игры
Методические рекомендации и учебные материалы к уроку 1 учебника "Окружающий мир" А.А.Вахрушева, С.Н.Ловягина, И.И.Кремлевой, Н.В.Зорина

Окружающий мир 2 класс часть1 урок 3
Погода: температура, осадки, ветер

 

Пять картин для обсуждения скачать

 

1. Краткий план урока

Учитель предлагает детям вспомнить, как именно связаны животные и растения с характеристиками воздуха.
Предлагает рассказать, как выбор одежды на прогулку зависит от характеристик воздуха.
Объясняет, что значит слово "состояние".
Разбирает с детьми фрагменты учебника и задания из рабочей тетради, посвященные ветру, осадкам, облакам. Обсуждает многообразие и влияние на жизнь и работу людей.

2. Ход урока
ВП: Вспомните, от каких характеристик неживой природы зависит жизнь трав и деревьев?
ОВО: От температуры воздуха, от дождей, от силы ветра, от освещенности.
ВП: А жизнь людей от этих характеристик зависит?
ОВО: Конечно зависит.
ВП: Когда ты утром, собираясь в школу, решаешь, нужно ли брать зонтик, шарф или рукавицы, что ты делаешь?
ОВО: Смотрю в окно какая погода. Смотрю на градусник за окном. Спрашиваю о прогнозе погоды.
ВП: А что такое погода?
ОВО: Это тепло или холодно на улице, облачно или ясно, идёт дождь или снег, дует ли ветер.
ВП: Стол и стулья — это мебель. Куртка и футболка — это одежда. Красное и зелёное — это цвета. А что такое тогда погода?
ОВО: Не знаю подходящего слова.
СП: Есть подходящее слово "состояние". Объяснить, что оно значит, можно приведя примеры использования этого слова.
Вода бывает в трёх разных состояниях: в жидком, твердом и газообразном. Твердая вода — это лёд, а газообразная — водяной пар.
Человек находился в состоянии покоя.
Я не в состоянии выполнить ваши требования.
Бессонницей считается состояние, при котором человек не может заснуть.
ВП: Вы почувствовали смысл слова "состояние"?
ОВО: Вроде да...
СП: Погода — это состояние воздуха над землёй на открытом месте.
ВП: Как вы думаете, почему я сказала "на открытом месте"?
ОВО: Потому что состояние воздуха в доме это не погода.
ВП: А как вы думаете, везде в нашей стране в одно и то же время одна и та же погода?
ОВО: Нет, конечно в разных местах погода может быть разной.
ВП: А может ли быть так, что в разных концах одного города погода разная?
ОВО: Да, может быть на одной окраине города ясно, а на другой идёт дождь.
ВП: Вы когда-нибудь видели карты погоды?
ОВО: Да, в телевизионных программах новостей.
СП (При возможности учитель показывает на экране карту «Яндекс-погода осадки». Переводит движок на час назад и на час вперед, чтобы показать смещение зоны осадков).
ВП: Скажите, может ли одна погода быстро смениться другой?
ОВО: Да, за несколько часов может измениться. Усилиться или ослабнуть ветер, набежать или рассеяться облака, понизиться или повыситься температура.
СП: Погода — это состояние воздуха над землёй на открытом месте во время наблюдения и вблизи наблюдателя. Вам не нужно запоминать это определение (хотя, если запомните, хорошо), нужно понять и суметь объяснить другими словами.
ВП: А для чего ещё, кроме выбора уличной одежды, полезно знать прогноз погоды?
ОВО: Для планирования прогулки, если обещают дождь или сильный ветер — лучше остаться дома. Для планирования хозяйственных дел — папа ждал ясной погоды, чтобы починить крышу и покрасить стену дома. Для планирования работ в поле и на огороде, рыбной ловли, сбора грибов и ягод в лесу.
ВП: Прочитайте верхнюю половину страницы 16 учебника и скажите, о каких ситуациях вы не вспомнили, говоря о том, для чего полезно знать прогноз погоды.
ВП: Какая погода изображена на рисунке 1 слева и справа?
ОВО: Слева безветренная погода, на улице жарко, осадков нет. Справа идёт дождь и дует сильный ветер. Прохладно.
ВП: Почему вы так решили, по каким признакам вы определили, какая погода изображена?
ОВО: Дым поднимается прямо вверх — значит ветра нет, дедушка и Катя легко одеты — значит жарко. На правой картинке дым стелется, деревья гнутся, а дедушка и Катя тепло одеты и стоят под зонтом.
ВП: Что значит "рассказать о погоде"?
ОВО: (Отвечают, возможно читая учебник). Рассказать о погоде — значит сообщить о ветре, температуре воздуха, скорости ветра, осадках и облаках.
ВП: Как вы думаете, какую важную характеристику ветра, кроме его скорости, легко определить?
ОВО: Направление ветра. В какую сторону склоняются деревья, наклоняется столб дыма, реет флаг.
ВП: Какие бывают осадки?
ОВО: Дождь, снег, град.
ВП: Внизу страницы 16 найдите слова, которыми можно описать осадки.
ОВО: Дети читают текст вслух.
ВП: А ещё какие-нибудь слова для рассказа об осадках вы знаете?
ОВО: Гроза, грибной дождь.
ВП: Давайте вместе разберём текст на стр.12 рабочей тетради (задание 5). Все выполняют индивидуально, потом обсудим результаты.
ВП: Как вы думаете, можно ли согреться лопатой?
ОО: Дети смеются.
ВП: А топором?
ВП: Придумайте рассказы по рисункам 2 и 3 на стр.17 учебника.
ВП: Кто-нибудь может пересказать сказку "Два мороза"?
(Учитель читает сказку или пересказывает своими словами)
ВП: Кто не знает, что такое ветер? Поднимите руку, кто не знает.
ОВО: Никто не поднимает руку.
ВП: Представьте, что я как будто бы не знаю, что такое ветер. Кто сможет мне объяснить?
ОВО: Может быть, кто-то прочитает определение из учебника. Тогда учителю нужно попросить объяснить, что такое поток. Дети, скорее всего, затруднятся.
ВП: Какие слова похожи на слово поток? Ток. А какие потоки вам известны? Бурный поток реки. Электрический ток. Стоки и сточные воды, они стекают по трубам. Ага, говорит учитель, трубы сточные, а вода по ним стекает. Вода течёт. Движение воды в реке называют течением. Ещё говорят о течении времени. Что такое поток и течение?
ОВО: Движение, перемещение с места на место.
СП: Поток воздуха — это движение воздуха.
ВП: Прочитайте нижнюю половину стр.17.  Кто-нибудь видел что-либо из описанного в этом тексте?
ОВО: Дети рассказывают о том, что они видели.
ВП: А что нарисовано на рисунке в низу страницы 17?
ОВО: Воздушный шар, самолёт, парашютист, парусник.
ВП: Кому помогает сильный ветер, а кому мешает?
ОВО: Очень сильный ветер может сломать мачту корабля, унести парашютиста в сторону от места назначения.
О путешествиях на воздушном шаре и влиянии ветра на движение самолёта дети скорее всего не знают.
ВП: В какую погоду летом жарче в один и тот же день, в ясную или когда облака затянут всё небо?
ОВО: В ясную.
ВП: Почему?
ОНВО: Потому что солнечные лучи согревают воздух.
СП: На самом деле это не совсем так, хотя многие так думают. В ясную погоду свет солнечных лучей согревают землю, а земля испускает тепло.  Свет солнца не согревает сухой чистый воздух, а невидимые лучи тепла, испускаемые землёй, камнями, асфальтом, водой и домами, согревают воздух.  Чем сильнее нагрета земля видимыми лучами света, тем больше невидимых тепловых лучей она испускает.
(Обратите внимание, не греют воздух лучи видимого света, в состав солнечных лучей входят и невидимые тепловые лучи, они согревают воздух, но их вклад меньше, чем у тепловых (инфракрасных) лучей, испускаемых твердыми телами — почвой, скалами, домами, асфальтом).
ВП: Я упомянула сухой воздух. Каким ещё бывает воздух?
ОВО: Воздух бывает сырым.
ВП: Кто ощущал сырой воздух, при каких обстоятельствах?
ОВО: После дождя, в ванной комнате, когда на кухне кипятят много воды, в прохладную погоду рядом с морем.
ВП: Воздух содержит водяной пар. Почти всегда и при любой температуре. Даже сейчас. Вас удивляют мои слова?
ОВО: Да, удивляют.
ВП: Почему?
ОВО: Мы не видим никакого пара.
СП: А как выглядит пар?
ОНВО: Белые облачка над носиком чайника, облачка выдыхаемого воздуха на морозе.
СП: Белые облачка ученые называют туманом, а паром они называют газ, состоящий из воды. Вода состоит из мельчайших частиц — молекул. Газом вода является, когда молекулы расположены поодиночке и между ними большие расстояния. А когда множество молекул слипается, образуются крохотные летучие капли — туман. Мы видим туман и не видим пар.
Если капли тумана слипаются друг с другом, они становятся слишком тяжелыми для полёта и превращаются в капли дождя.
Помните, мы начинали урок со слова "состояние"? Говорили, что погода — это состояние воздуха.
Ещё один пример использования слова "состояние" — вода может находиться в трёх состояниях: в состоянии пара, в состоянии жидкости и в состоянии льда.
(Примечание. Рассуждения о паре и тумане, упоминание молекул: вынужденное и намеренное забегание вперёд. Благодаря ему в дальнейшем детям легче будет усвоить объяснение темы "Газ, твердое и жидкое состояние вещества". Не следует требовать от детей запоминания этих сведений. В данном случае мы формируем внутрипредметную связь по типу «предвосхищение»).
ВП: Как вы думаете, что такое облака?
ОНВО: Пар.
ОВО: Туман.
СП: Верно, пар прозрачен, а туман видим.
ВП: Вы можете рассказать, как выглядят облака, на что они похожи?
ОВО: На горы, деревья, волны, разных животных.
ВП: Прочитайте опорные слова на странице 19. Расскажите об облаках на Рис.5, используя эти опорные слова.
ОО: Дети рассказывают об облаках на фотографии.
ВП (если на небе во время урока есть облака): Посмотрите в окно и расскажите, как выглядят эти облака.
Дети возвращаются к своим партам.
ВП: А бывает ли погода опасной? Кто может рассказать?
ОО: Дети рассказывают о грозе, ветре, снегопаде, сильном морозе. Учитель спрашивает, чем именно опасна та или иная погода, как можно защититься от опасностей, какие меры предосторожности нужно предпринять.
Выучить правила безопасного поведения в ненастную погоду (стр.19) предлагается дома.
Если ещё осталось время урока, можно предложить самостоятельно выполнить какие-то задания из рабочей тетради. Оставшиеся задания предлагается выполнить дома.

 

 

3. Пояснения
Центральный вопрос урока.
Погода — это состояние воздуха в каком-то месте в какое-то время. Труднее всего объяснить, что значит "состояние". В случае погоды это состояние характеризуется направлением и скоростью движения воздуха, температурой воздуха, присутствием облаков и наличием осадков.
Погода может изменяться быстро, медленно или не изменяться в течение длительного срока.
Большая идея
Описать какой-то объект можно, перечисляя его признаки. Описать какой-то объект (в нашем случае окружающий нас воздух на площади несколько квадратных километров и высотой до верхних облаков) можно, перечисляя его признаки (в нашем случае температуру воздуха, то, как он движется, и много ли в этом воздухе воды и в каком виде вода в нём присутствует).
Минимум
Ребенок может рассказать, как люди учитывают погоду в своих действиях.
Рассказывать о погоде, используя опорные слова из учебника.
Описать облака на фотографии, используя опорные слова.
Знать правила поведения в метель, в тумане, в грозу и при сильном ветре.
Максимум
Описать погоду в окрестностях школы во время урока или перед уроком.
Рассказывать о погоде, используя опорные слова из рабочей тетради.
Исследование   

  1. Можно предложить детям понаблюдать, как изменяются облака в течение 10 минут, 20 минут, часа. Рассказать, как изменяется их форма. Перемещаются ли они.
  2. Детям нужно поручить вести дневник погоды. Через день после этого урока необходимо спросить, кто начал вести дневник погоды, возникли ли какие-то вопросы. Вопросов должно быть много.

Объясняем новое слово
Когда говорят, что погода — это состояние атмосферы в каком-либо месте, под состоянием понимают совокупность, сочетание характеристик какого-либо объекта. Проще всего объяснить значение этого слова, приводя примеры его использования. Например, газообразное, жидкое и твердое состояние вещества. Состояние раздражения человека.
Определения из словарей:
—  Положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится (Словарь Ушакова).
—  Положение, внешние или внутренние обстоятельства, в которых находится кто, что-нибудь (словарь Ожегова).
Признак — это какое-то свойство объекта.  Например, признаки грибов — это цвет шляпки, форма шляпки, форма ножки. Каждый признак может принимать одно или несколько значений. Например, шляпка может быть красной, коричневой, жёлтой и т. д. Красная, коричневая, жёлтая — это значения признака "цвет".
Определение из словаря Признак — все то, в чем предметы, явления сходны друг с другом или в чем они отличаются друг от друга.  
Характеристика — значение признака.
Мы можем сказать, что признаки ливня — это крупные капли, а признаки моросящего дождя — мелкие капли. То же самое — «ливни характеризуются крупными каплями».
Атмосферное давление.  Атмосферное давление — это тоже характеристика погоды. Дети, вероятно, слышали эти слова, но объяснять второклассникам, что такое давление газа, преждевременно.
Погода — это характеристика нижнего слоя атмосферы (называемого пограничным), зависящего от поверхности земли (рельефа местности, горных пород, растительности).

Рефлексия
Обсудим, как вы вспоминали погоду.
Поднимите руки, кто зрительно вспоминал небо, облака, дожди, представляя их внешний вид, как будто видели их в телевизоре?
Поднимите руку те, кто вспоминал слова, какими можно было бы описать ту погоду, но не представлял её зрительно?
Кто вспоминал общее ощущение от погоды – ваше настроение, ощущение ветра на лице, сырости, стук капель дождя?
Эти вопросы нужны не только и не столько для узнавания учителем индивидуальных особенностей детей, сколько для того, чтобы обратить их внимание на то, как работает их мышление.
ФГОС  Метапредметные результаты: «устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы», «проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения  и связей между объектами».
ПООП   Предметный результат: «описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления».
Мультимедийный урок «Облака»
На сайте okoem.ru можно скачать мультимедийный урок-игру «Облака». Урок с успехом используется на уроках в классах начальной школы с 1 по 4, на внеурочных занятиях, самостоятельно дома.
Работа с этим мультимедийным уроком обеспечивает достижение многих метапредметных результатов, предусмотренных ФГОС.

Игра "Облака"

Сказка Два мороза
Жил-был на свете старый Мороз Синий нос, и был у него молодой сын — Мороз Красный нос. Ну и любил же молодой Мороз Красный нос похвастаться!
Только, бывало, и твердит: «Отец уже стар, плохо своё дело делает. А вот я — молодой да сильный. Как за дело возьмусь, так сразу всё кругом и заморожу».
Раз видит Мороз Красный нос — едет в город барин в меховой шубе.
«Ну, — думает Мороз, — покажу я на этом барине свою силу. Старику-то, моему отцу, его ни за что не заморозить, а я разом справлюсь».
Всю дорогу бежал он за барином, насквозь его пробрал, с головы до ног. И на обратном пути от него не отставал, до самого дома проводил. Как приехал барин домой, так и слёг в постель. Расхвастался Мороз Красный нос перед отцом:
—  Где тебе, старому, такого барина да ещё в такой толстой шубе заморозить!
—  Молодец! — говорит Мороз Синий нос. — Шуточное ли дело — тако­го барина, да ещё в шубе, одолел! А ну-ка, заморозь теперь вон того мужика, что в лесу дрова рубит. Мороз Красный нос решил, что заморозить мужика — дело простое: шубёнка на нём дырявая, а сам он тощий.
—  Ну, это разве работа? — смеётся Мороз Красный нос. — Мне на него только раз дунуть, — он и готов.
Налетел Мороз Красный нос на мужика, да как начал его пробирать то с одного бока, то с другого, то за шиворот заберётся, изо всех сил ста­рается толстый барин и мужик
А мужику хоть бы что, только сильней топором машет да пот со лба вытирает.
—  Ух, — говорит, — жарко!
Устал наконец Мороз Красный нос. «Ладно, — думает, — я тебя всё равно перехитрю!» И забрался мужику в рукавицы, которые тот снял, чтоб работать сподручнее было, и на дрова кинул.
Вот нарубил мужик дров, увязал их, шапку поглубже нахлобучил и взялся за свои рукавицы.
Смотрит, а они насквозь промёрзли, точно ледяные. Что тут делать? Взял он топор и давай обухом рукавицы колотить да разминать. Так Морозу бока намял, что тот насилу до дому доплёлся.
А старый Мороз Синий нос, как увидел сына, засмеялся и говорит:
—  Вот тебе, простаку, наука! Силы-то в тебе много, а ума — ещё не набрался.