Яндекс.Метрика
Окружающий мир в начальной школе: методические рекомендации, презентации, цифровые тренажеры и игры
Методические рекомендации и учебные материалы к уроку 1 учебника "Окружающий мир" А.А.Вахрушева, С.Н.Ловягина, И.И.Кремлевой, Н.В.Зорина

Окружающий мир 2 класс часть1 урок 5
От чего зависит погода

 

Пять картин для обсуждения скачать

1. Краткий план урока
Учитель предлагает вспомнить, как различалась температура воздуха в ясные и пасмурные дни летом и зимой.
Детям очевидно, что солнце согревает землю.
Может быть, они обратили внимание, что по утрам прохладно.
Противоречием им кажется то, что зимой в ясные дни морознее, чем в пасмурные.
Учитель предлагает вспомнить, как они наблюдали нагревание предметов солнечными лучами, остывание разных предметов в воде и на воздухе, потери тепла телом на морозе.
Он помогает детям вспомнить, что тепло передаётся от одного твердого или жидкого тела к другому, а также передаётся на расстояние по воздуху (когда, например, приближаем руку к горячей батарее).
Он предлагает измерить температуру воздуха рядом с полом и потолком, рассказывает, что в бане жарче всего на верхней полке. Предлагает измерить температуру на кухне и в ванной на разной высоте. Связывает это с тем, что теплый воздух поднимается, а холодный стекает вниз.
Подводит детей к осознанию того, что летом на одной неделе могут быть и жаркие, и прохладные дни. Подводит к пониманию того, что тепло и холод может принести ветер, а согревание земли солнцем уменьшается, если на пути солнечных лучей оказываются облака.

2. Ход урока

ВП: Откуда берётся тепло на земле?
ОВО: Землю согревают лучи солнца.
ВП: Летом жарко, потому что солнце освещает землю. Значит по ночам, когда солнце не освещает землю, должны, даже летом, устанавливаться морозы?
ОВО: Морозов летом не бывает, но по ночам прохладнее, чем днём.
ВП: Откуда же берётся тепло по ночам?
ОВО: 1. Воздух не успевает остынуть. 2. Земля нагревает воздух, отдавая ему тепло.
ВП: Что происходит с воздухом при нагревании?
ОВО: Дети недоумевают.
ВП: Помните, мы измеряли температуру воздуха рядом с полом и под потолком? Где температура была выше?
ОВО: Под потолком.
ВП: Кто знает, где жарче всего в парной бане?
ОВО: На самой верхней полке.
ВП: Кто-нибудь видел дым над костром или дым из печной трубы? Поднимите руки?
ОВО: Да, конечно.
ВП: А что такое дым, почему он виден?
ОО: Никто не знает.
СП: Дым из печи или костра — это горячий воздух, мутный из-за того, что в нём удерживаются частички сажи и золы.
ВП: Что происходит с дымом?
ОВО: Он поднимается.
ВП: Над костром и над трубой он теплее окружающего воздуха?
ОВО: Да, теплее.
СП: Тёплый воздух поднимается вверх, а холодный стекает вниз.
ВП: Прочтите низ страницы 22. Найдите в тексте ответы на вопросы, прочитайте их.
ВП: Почему вечером земля начинает остывать?
ОВО: Потому что солнце опускается ниже, и его лучи греют меньше.
ВП: Вам всё здесь понятно?
ОНО: Да.
ВП: А почему лучи солнца, когда оно находится ниже, греют меньше, чем когда оно находится выше?
ОВО: Не знаем.
СП: Мы обсудим это на следующем уроке, пока вспомните, наблюдали ли вы в прошлом, как ваше тело нагревалось солнцем в ясную погоду днем и вечером того же дня.
СП: Смотрите, днём солнце нагрело землю, а ночью земля остыла. Какой вопрос можно задать по этому поводу?
ОВО: Дети недоумевают.
ВП: Представьте, что в ведро с холодной водой бросили горячий камень. Что с ним произойдёт?
ОВО: Камень остынет.
ВП: А с водой что произойдёт:
ОВО: Вода согреется.
ВП: Камень остынет и вода согреется. Что при этом происходит?
Дети не понимают вопроса.
ВП: Что произойдёт с теплом?
ОВО: Тепло от камня перейдёт воде.
ВП: Кто-нибудь знает, как устроен фен для сушки волос? Тепловентилятор устроен так же.
ОВО: Вентилятор продувает воздух мимо раскаленных проволочек и воздух согревается.
ВП: Значит что происходит с воздухом ночью?
ОВО: Земля отдаёт своё тепло воздуху, а сама остывает.
ВП: А откуда в земле взялось тепло?
ОВО: Днём солнце нагрело землю.
ВП: Теперь посмотрите на рисунок 1 внизу страницы 22. Что обозначают жёлтые и красные стрелки.
ФГОС: овладение базовыми логическими действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения

ОВО: Жёлтые стрелки — это лучи солнца, они согревают землю. Красные стрелки — это поступление тепла в воздух.
ВП: А почему жёлтые стрелки на рисунке 1.б непрямые?
ОВО: Те стрелки, которые идут к облакам, меняют своё направление. А те, которые проходят мимо облаков, идут прямо.
ВП: А почему они меняют свое направление?
ОВО: Не знаю.
ВП: Вы знаете, что такое солнечный зайчик?
ОВО: Да, это когда солнечные лучи отражают зеркалом.
ВП: А белой бумагой можно отразить солнечные лучи? Поставим опыт.
ДП: Берёт лист белой бумаги, яркий фонарик, подносит поближе к доске бумагу, освещает фонариком, показывает пятно света, отраженного бумагой.
ВП: Какой вывод мы можем сделать?
ОВО: Не только зеркало может отражать солнечный свет. Бумага тоже отражает.
ВП: А что происходит с лучами солнечного света, падающими на облака?
ОВО: Облака их отражают, как бумага, солнечные лучи не доходят до земли и не согревают её.
ВП: А почему на рисунках одни красные стрелки уходят вверх, а другие поворачивают назад?
ОВО: Красные стрелки поворачивают вниз, встретившись с облаками.
ВП: А вас не смущает, что это происходит ночью на рис. 1в?
ОВО: Опаньки...
СП: Желтые стрелки обозначают лучи видимого света, а красные — тепловые лучи. Они невидимы. Любое тело испускает тепловые лучи.
ВП: Прочитайте верх страницы 23 и расскажите, что изображено на рисунке 2.
ВУ: Не понимаю, как облака могут удерживать тепло у поверхности земли.
СП: Объяснить человеку, не знающему физики, как и почему движется воздух в атмосфере и как переносится тепло, почти невозможно.  Могу предложить только неполное, очень упрощённое объяснение. Первое —теплый воздух поднимается в ясную погоду гораздо выше, чем в облачную.
Второе — тепловые лучи отражаются от облаков и возвращаются на землю.
ФГОС: овладение базовыми логическими действиями «устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы».
ВУ: Здесь написано, что земля ночью излучает тепло. А днём она тепло не излучает?
СП: Любое тело излучает тепло, если его температура выше абсолютного нуля.
ВУ: А что это за температура?
СП: Это самая низкая температура, ниже которой не бывает. Минус 273 градуса Цельсия.
ВУ: А дым костра согревает воздух?
СП: Если дым поднимается вертикально вверх, он согреет яблони или пройдёт мимо них?
ОВО: Прямо под ветвями костёр жечь опасно, можно обжечь цветки и листья. Значит костры расположены между деревьями. (В Яндексе при поиске по словам «защита яблонь заморозков кострами» показано несколько фотографий костров со стелющимся дымом). Если дым будет подниматься вертикально – он не согреет деревья.
ВП: Получается, чтобы защитить деревья, дым должен стелиться. А что мы говорили о движении теплого воздуха в холодном?
ОВО: Тёплый воздух поднимается, «всплывает» в холодном. Неужели температура дыма костра такая же, как у окружающего воздуха?
ВП: Как это можно выяснить?
ОВО: Нужно измерить температуру дыма термометром.

 

ВП: Обсудим вопросы внизу страницы 23.
Прочитай нижнюю часть страницы.
ДУ: Читает.
ВП: Всё понятно?
ФГОС: «находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях».
ОВО: Нет. Говорится, что холодный воздух тяжелее и поэтому тонет. Разве тяжелые вещи всегда тонут? Ведь огромные корабли очень тяжёлые и не тонут. А гвоздь лёгкий и тонет. Так же масса воздуха зависит от его количества: в воздушном шаре для воздухоплавания воздуха помещается гораздо больше, чем в бутыли из-под газировки. Значит объяснить «всплывание» и опускание воздуха объяснить тяжестью нельзя.
СП: Подразумевается, что объём, например, литр, холодного воздуха тяжелее такого же объёма тёплого воздуха.
ВП: Почему цветкам яблони угрожает гибель в ясные ночи, а не в облачные?
ОВО: Потому что, как мы видели на рисунке 2, в ясную ночь тепло уходит в космос, а в облачные остаётся у земли.
ВП: А где ночью сильнее остывает почва, на дне ложбины или на пригорке рядом с этой ложбиной?
ОВО: На пригорке теплее, потому что холодный воздух стекает на дно ложбины.
ВП: Мы выяснили, что днем солнце согревает землю, а ночью земля отдает тепло и остывает, остывает также воздух, потому что днём он получает больше тепла от земли. Бывает ли так, что через несколько дней жаркой погоды летом наступает холодная погода? Кто помнит?
Дети поднимают руки, вспоминают.
ВП: Почему же изменяется погода, ведь солнце так же светит в эти дни?
ОВО: Не понимаю.
ВП: Бывает ли так, что целый день дует ветер? Слабый или сильный?
ОВО: Да, бывает.
ВП: Может этот ветер быть теплым или холодным?
ОВО: Да, может.
ВП: Значит что может быть причиной перемены погоды?
ОВО: Теплый или холодный ветер.
ВП: Прочитайте страницу 24 сверху.
СП: Те, кто хочет, могут дома дочитать урок до конца, пока обсудим вопросы со страницы 25.

3. Пояснения
Центральный вопрос урока.
Погода зависит от поступления на поверхность земли солнечных лучей, от нагревания земли видимым светом и согревания воздуха тепловыми лучами, днём и ночью испускаемыми землёй, от движения теплого и холодного воздуха над планетой

Большая идея
Превращения энергии – одна из главных больших идей курса естествознания, обращаться к ней можно и в связи с естествознанием, и в связи с историей человечества. До того, как обсуждать энергию как таковую, нужно познакомить детей с разными формами её существования, говоря о тепле, электричестве (энергия электрического тока превращается в энергию работы мотора или тепловую энергию нагревательного прибора), течении воды (энергия текущей вниз воды превращается в электроэнергию), падении тел (энергия падающей чашки превращается в энергию разрушения её стенок при падении на пол), метании предметов (энергия мышц переходит в энергию брошенного предмета), горении (энергия, заключенная в веществе, при сгорании превращается в тепловую энергию), дыхании (энергия питательных веществ преобразуется в энергию движения животных).  Мы обеспечиваем предвосхищение обсуждения понятия энергии. На уроке, не произнося слова «энергия», мы обсуждаем, как она переходит из формы видимого света, в форму тепла почвы, а из неё – в форму тепловых лучей.

Минимум
Ребёнок знает, что облака отражают видимый свет, что видимый свет нагревает твердые тела, что земля излучает тепловые лучи. Ребёнок может показать на фотографии местности с пересеченным рельефом направления стекания холодного воздуха (по склонам вниз). Знает, что метеорологи составляют прогнозы погоды. Знает одну примету погоды. Когда земля остывает, она отдаёт тепло.
Максимум
Знает, что теплый воздух всплывает в холодном, что облака образуются при охлаждении воздуха. Знает, что погода зависит не только от солнечного освещения, но и от движения больших количеств воздуха над поверхностью планеты.
Исследование   
Всегда лучше, если инициатива исследования исходит от ребёнка. Лучший вариант развития событий – когда кто-то из детей сам придумывает и проводит исследование, а другие начинают ему подражать.
На каждом уроке можно задавать вопрос: «Попробуйте придумать вопросы, связанные с сегодняшним уроком, ответ на которые вы могли бы найти самостоятельно».
Обсуждение пятого урока поможет детям придумать вопросы по поводу дневника погоды, который они уже ведут после урока №3.

Принадлежности:
Учебник, рабочая тетрадь, презентация ОК5 2.1.5. размещённая на сайте okoem.ru
Трудные места обсуждения.
Физика атмосферы — это очень трудная для понимания отрасль науки. Она важна для авиации, сельского хозяйства, мореплавания. Нечего и надеяться на корректное и достаточно полное обсуждение атмосферных процессов в начальной школе. Материал урока труден для думающих второклассников потому, что служит поводом для вопросов, ответы на которые они не смогут понять в силу возраста.
Разумеется, корректный ответ на вопрос о нагревании воздух солнечными лучами, гораздо сложнее упрощенной схемы в учебнике. И пыль, и пары воды в воздухе могут поглощать видимый свет, и невидимые ультрафиолетовые лучи согревают воздух. В книге Оке «Климаты пограничного слоя» (Гидрометеоиздат, Л. 1982) приводится оценка: «28% радиации, приходящей к системе земля-атмосфера, отражается обратно в космическое пространство, атмосфера поглощает 25% приходящей радиации, а 47% поглощается земной поверхностью».
Рефлексия
ВП: Как вы искали ответ на вопросы к рисункам 1 и 2? Проговаривали вопрос про себя, рассуждали про себя, что могут означать стрелки, какова их форма, чем они отличаются друг от друга, где начинаются и завершаются стрелки? Или смотрели на рисунки и ждали, когда ответ сам появится у вас в мыслях?