Яндекс.Метрика
Окружающий мир в начальной школе: методические рекомендации, презентации, цифровые тренажеры и игры
Методические рекомендации и учебные материалы к уроку 1 учебника "Окружающий мир" А.А.Вахрушева, С.Н.Ловягина, И.И.Кремлевой, Н.В.Зорина

Окружающий мир 2 класс часть1 урок 6
Летом солнце греет больше

 

Пять картин для обсуждения скачать

1. Краткий план урока

Учитель подводит детей к тому, что зимой холоднее, чем летом, не только из-за короткого дня, но и из-за положения солнца над горизонтом.
Он объясняет, что такое наклон и угол, вспоминает, каков путь солнца над землёй (дуга слева направо, по часовой стрелке).
Выясняет, как называется время, когда солнце оказывается выше всего (полдень). Полуденное солнце.
Дети читают объяснение дедушки с маслом, учитель показывает опыты с фонариком, бумажным цилиндром.
Выясняет у детей (рефлексия) какое объяснение показалось им более понятым: словесное дедушки или проведение опытов.
Дети вспоминают о различиях погоды в разные сезоны, но, в добавок к тому, что они знали уже в детском саду, обсуждают накопление и отдачу тепла почвой. Связывают изменения погоды с тем, что они изучили на предыдущих уроках: нагреванием земли, испусканием землёй тепловых лучей и движением воздуха.

 

2. Ход урока

ВП: Вспомним, что мы обсуждали на прошлом уроке. Когда в течение суток летом холоднее всего?
ОВО: Утром.
ВП: А почему утром?
ОВО: Потому что за ночь в темноте земля остыла, а солнце только начало греть.

ВП: В каком месяце погода самая жаркая?
ОВО: В июне и июле.
ВП: А почему?
ОВО: Потому, что летом солнце греет землю больше.
ВП: А почему?
ОНО: Потому, что летом земля ближе к солнцу, чем зимой.
МПр: Далее формируем внутрипредметную связь – предвосхищение. К связи освещения с положением Земли относительно Солнца мы вернёмся изучая связь времен года с движением Земли вокруг Солнца на 4 уроке в 4 классе).
ВП: А Земля летом и зимой на разном расстоянии от Солнца?
ОНО: Да, летом ближе, а зимой дальше.
ВП: А как выглядит путь Земли вокруг Солнца?
ОНО: Земля движется по кругу.
ВП: Рисует круг на доске, в середине Солнце. Но ведь в любом месте круг на одном и том же расстоянии от центра?
ОВО: Значит это не совсем круг.
ДП: Рисует эллипс. Земля движется вокруг Солнца по эллипсу, он похож на чуть сплюснутый круг. Покажи, в каком месте находится Земля летом.
ОНО: Обводит участок эллипса там, где он ближе всего к Солнцу.
ВП: А полный оборот вокруг Солнца земля за какое время делает?
ОВО: За год.
ВП: А половину оборота?
ОВО: За 6 месяцев.
ВП: Покажи, где будет находиться Земля зимой.
ДУ: Обнаруживает, что через половину оборота земля будет находиться от Солнца на таком же расстоянии, как и летом.
СП: Значит согревание Земли Солнцем зависит не от расстояния?
ОВО: Да, это так.
ФГОС: «находить закономерности и противоречия в рассматриваемых  фактах, данных и наблюдениях»

ВП: Так почему летом солнце греет землю больше?
ОВО: Потому что летом дни длинные, а за длинный день на землю падает больше солнечных лучей, чем за короткий.
ВП: Совершенно верно. За длинный день попадает лучей больше, чем за короткий. А за один час?
ОНО: За один час одинаково.
ВП: А почему вы не попросили меня уточнить вопрос?
ОО: Как уточнить?
ВП: За какой именно час, утренний, полуденный или вечерний? Когда летом солнце греет сильнее, утром, вечером или в полдень?
ОВО: В полдень сильнее, чем вечером.
ФГОС: «устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы».
ВП: Так давайте сравним один час после полудня в январе и в июле. Одинаковое ли количество солнечных лучей получит участок дороги (возьмем для примера дорогу, потому что дороги гладкие и горизонтальные) в один квадратный метр зимой и летом?
ОНО: Одинаковое.
СП: Хорошо, читаем диалог Кати и дедушки на стр.26. над рисунком. В чём смысл этого диалога?
ОВО: Дедушка сказал, что зимой холоднее не только потому, что дни короче, но и потому, что солнце ниже.
А Катя не поняла, что значит "ниже" применительно к солнцу.
Дедушка объяснил это, нарисовав схему.
ВП: Верно. А чем различается поступление солнечных лучей на землю тогда, когда оно низко, и тогда, когда оно высоко?
ОВО: Чем оно ниже, тем больше наклон лучей.
ДП: Давайте уточним, на всякий случай, что значит "наклонены больше" и "наклонены меньше". Рисует на доске вертикальную линию, линии под углом примерно 60, 45 и 30 градусов к горизонтальной.
ВП: Какая из этих линий наклонена больше остальных?
ОВО: Показывает на ту, что под углом 30 градусов.
ВП: При каком положении Солнца тень длиннее?
ОВО: Чем ниже Солнце, тем тень длиннее.
ФГОС: «анализировать  … графическую … информацию в соответствии с учебной задачей».
ВП: Теперь разберём объяснение дедушки. Прочитает стр. 26 под рисунком. Какое отношение имеют слова дедушки к согреванию земли солнцем?
ОВО: Никакого. Это про хлеб с маслом.
ФГОС: Оввладевать базовыми логическими действиями: «устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии».

ФГОС: «находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде».
СП: Совершенно верно. Это пример, с помощью которого дедушка придёт к объяснению. Очень часто, чтобы объяснить сложные вещи, люди используют понятные простые примеры. Разобравшись с простыми примерами они делают понятными сложные объяснения.
ДП: У меня есть фонарик и два листа белой бумаги. Прикрепляет один лист к доске. Прочитайте верх страницы 27 и подумайте, какой опыт можно здесь показать с помощью фонарика. Тот, кто придумает, пусть покажет.
ФГОС: «проводить   по   предложенному    плану    опыт,  
несложное    исследование по установлению особенностей объекта изучения».
(Дети читают, несколько вызываются показать опыт).
СП: Несколько человек хотят показать опыт. Бросим жребий, кто покажет опыт.
ДУ: Ребёнок светит фонариком сверху и наклонно.
ВП: Молодец. Ты показал опыт, описанный в учебнике. Можем ли мы что-нибудь добавить к описанию опыта из учебника? Возникли ли у вас какие-то вопросы?
Дети недоумевают.
ВП: Учитель направляет свет фонарика на доску с расстояния 20 см и 50 см. Что изменилось?
ОВО: Размер пятна света стал больше.
ВП: Когда ученик показывал опыт, он учитывал расстояние от фонарика до бумаги? Придумайте способ сделать так, чтобы размер пятна не изменялся при приближении фонарика к бумаге. Будто бы случайно поднимает и кладёт на стол лист бумаги.

ДУ: Кто-то догадывается (или учитель, не дождавшись решения, делает это сам) и сворачивает бумагу в трубку вокруг фонарика.
Опыт опять показывают на доске. Ученик проходит вдоль рядов и на каждой парте светит вертикально и наклонно. Дети замечают, что пятна при наклонном падении света не только больше размером, но и менее яркие.
СП: Можно светить не на парту, а на лист бумаги, на котором прочерчен квадрат 4х4 см. Можно спросить, каждый раз из фонарика выходит одно и то же количество света. А сколько оказывается внутри квадратика?
ОВО: Когда фонарик наклонен, в квадратик попадает меньше света (он не такой яркий, как при освещении вертикально сверху).

ВП: Прочитайте нижнюю половину страницы 27. Объясните, что обозначают жёлтые линии и оранжевая черта на рисунке 3.
ОВО: Тонкие жёлтые линии — это лучи солнца. На обоих рисунках их по семь. Они расположены вдоль друг друга на одном и том же расстоянии.
Это значит, что на обоих рисунках линиями обозначено одно и то же количество света.
На левом рисунке лучи падают на землю наклонно. а на правом вертикально. Жирная оранжевая черточка обозначает участок земли. Но обоих рисунках эти участки одинакового размера. Но на левом рисунке на этот участок попадает два луча, а на правом — семь. Значит при вертикальном освещении на участок попадает больше света, чем на такой же участок при наклонном освещении.
ФГОС: «анализировать  … графическую … информацию в соответствии с учебной задачей».

ОВО: Объясните, как согревание земли связано с рассказом дедушки о масле.
ФГОС: Овладевать базовыми логическими действиями: «устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии».

ОВО: Одно и то же количество масла в двух случаях обозначает одно и то же количество света. Если мы размазали масло по большему участку, его слой тоньше, чем при размазывании по маленькому участку. Так же солнечный свет — чем больше его пятно, тем меньше его достается участкам одного и того же размера.
А чем больше наклон солнечных лучей, тем больше пятно, освещённое тем же количеством света.

ВП: Вспомните, мы обсуждали на прошлом уроке, какое самое холодное время суток?
ОНО: Не помним.
ВП: Когда теплее, вечером солнечного дня или на следующее утро?
ВО: Вспомнили, холоднее всего утром, потому что вечером земля ещё тёплая и излучает тепловые лучи, а к утру она остывает.
ВП: А как вы полагаете, от чего ещё кроме наклона солнечных лучей и длины дня зависит температура воздуха весной и осенью?
ОВО: Затрудняемся с ответом.
ВП: Когда варят суп в кастрюле на плите, как перемещается тепло?
ОВО: Тепло плиты нагревает дно кастрюли, ото дна переходит в воду, а от воды к овощам в воде.
ВП: А кастрюля испускает тепловые лучи?
ОВО: Конечно, мы же говорили на прошлом уроке, что все тела испускают тепловые лучи.
ВП: А если мы сравним землю с этой самой кастрюлей, что происходит с теплом в течение суток?
ОВО: Лучи солнца нагревают поверхность земли, часть тепла излучается в воздух, а другая часть уходит вглубь земли.
ВП: В руководстве для огородников написано, что лук можно сажать, когда почва станет теплее 9 градусов. Какой вывод можно сделать из этих слов?
ОНО: Тот, что луку нужна тёплая почва.
ВП: А какой вывод о почве можно сделать? Если нужно дождаться, пока она согреется?
ОВО: Значит ранней весной она холоднее 9 градусов, а потом постепенно согревается.
ВП: А что происходит с температурой почвы в течение года?
ОВО: Весной и летом она согревается, а осенью и зимой остывает.
ВП: А что происходит с теплом почвы осенью и зимой?
ОВО: Она отдаёт его воздуху и снегу.
ВП: А как вы полагаете, где глубокий снег холоднее морозным зимним днём – у поверхности или внизу, у поверхности почвы?
ОВО: Не знаем.
ВП: А как это можно выяснить?
ОВО: Измерить температуру снега на разной глубине термометром.
ВП: Хотите зимой сами провести такие измерения на пришкольном участке?
ОВО: Да, интересно будет выяснить.
ВП: Когда начинается осень?
ОВО: Первого сентября.
ВП: А зима?
ОНО: 1 января,
ОВО: 1 декабря
ВП: Перечислите месяцы каждого сезона. И назовите сезоны.
ОВО: Дети перечисляют.
ВП: Прочитайте о значениях слова "сезон" на странице 29.
Дети читают.
ВП: Кто знает, какие месяцы называют сезоном отпусков? А в какие месяцы начинается и завершается отопительный сезон?
А вегетационный сезон растений?

3. Пояснения
Центральный вопрос урока.
Согревание земли солнечными лучами зависит не только от длины дня, но и от наклона падения солнечных лучей.
Возможная проблемная ситуация
Дети могут сообразить, что на крутой склон лучи находящегося низко солнца будут падать перпендикулярно (но не вертикально). То есть наклон солнечных лучей к поверхности земли на склоне будет меньше, чем на горизонтальной поверхности.
Это интересный факт – южные склоны прогреваются солнцем сильнее, чем горизонтальная поверхность. Поэтому растительный покров южных и северных склонов различается. Ведь чем сильнее нагревается склон, тем он суше. Так на холмах в степи на северных склонах иногда можно найти растения, обычные в зоне лесов, а на южном склоне – растения, характерные для полупустынь.
Для обсуждения этой проблемы полезно, в порядке предвосхищения, ознакомить детей со словами «перпендикулярный» и «отвесный».
Вертикальность — это характеристика направления действия силы земного тяготения (отвесность, отвес), перпендикулярность к горизонтальной поверхности.

Большая идея
Чем больше поверхность, по которой равномерно распределяется что-то (свет, тепло, вещество), тем меньше этого оказывается на участке одного и того же размера (одной и той же площади).
Это предвосхищение изучения деления в курсе математики.

Минимум
 Зимой холоднее, чем летом, не только потому, что дни короче, но и потому, что солнце в полдень ниже.
В разные месяцы на один и тот же участок попадает разное количество солнечного света.

Максимум
Чем больше наклон солнечных лучей к поверхности земли, тем меньше они нагревают землю, потому что то же самое количество лучей распределяется по большему участку.
Исследование   
На уроке можно поставить несколько опытов в режиме «исследования по поставленной учителем задаче».
1. Зависимость размера пятна света от наклона падающих лучей.
2. Зависимость яркости пятна света в зависимости от наклона лучей.
3. Направление лучей света от точечного источника (лампочки без абажура или отражателя), от фонарика и фонарика в трубке.
4. Зависимость яркости от наклона лучей при освещении бумажного цилиндра. Если свернуть лист писчей бумаги в трубку и поставить эту трубку на стол подальше от окна (удержать его в этом положении поможет скрепка) и посмотреть со стороны окна на него, можно заметить, что сторона, обращённая к окну ярче (белее), чем бока трубки.
5. Имитация движения солнца в поле зрения (по небосводу) с помощью фонарика и обруча. Один ученик держит гимнастический обруч, прислонив его к столу, а другой ведёт по обручу фонариком, освещая стол (фонарик всегда направлен к центру обруча). Обруч можно наклонять и сдвигать вверх и вниз. Дети могут сравнивать форму и размер пятна света при разных положениях фонарика.
Принадлежности:
Учебник, рабочая тетрадь, презентация ОК5 2.1.6. размещённая на сайте okoem.ru.
Трудные места обсуждения.
Соотношение вертикальности и перпендикулярности. Вертикальное перпендикулярно горизонтальному, лучи, падающие на землю наклонно могут быть перпендикулярны поверхности склона (поэтому южный склон согревается солнцем лучше горизонтальной поверхности).
Объясняем новое слово
Вертикальный то же самое, что отвесный. Слово отвесный происходит от названия плотницкого инструмента — грузика на шнурке. Когда подвешенный грузик перестанет качаться, он будет направлен точно вниз (к центру Земли).
Горизонтальная — линия лежащая на поверхности  водной глади.
Угол — фигура из двух прямых линий, выходящих из одной точки.
Прямой угол. Вертикальная и горизонтальная линия, проходящие через одну точку, образуют прямой угол.
Описание работы по объяснению того, что такое углы с помощью отпечатка на пленке и отпечатка на бумаге можно взять на сайте okoem.ru.

Рефлексия
ВП: Что вы делали, чтобы понять, как нагревание земли зависит от наклона солнечных лучей?
ОО: Вглядывались в рисунки учебника
ОО: Старались назвать словами, что на них изображено.
ОО: Представляли, как намазывали масло на хлеб.
ОО: Сравнивали яркость пятна света фонарика.
ОО: Сравнивали размер пятна света фонарика.

ВП: Что больше помогло понять, опыт с фонариком или пример с маслом на хлебе?

Времена года в который раз
Детям вряд ли будет интересно вспоминать в очередной раз, что зимой холодно, а летом жарко. Можно привлечь их к обсуждению сезонов в связи с некоторыми "Жизненными советами".
Например, "увидеть в проблеме возможность", "превратить баг в фичу", "сделать препятствие путём (лифтом, транспортом)".
Многих не радуют осенние события: холодает, идут дожди, опали листья, день становится короче. Какую пользу в этом можно усмотреть? Картофель, яблоки, морковь, свёкла в жару плохо хранятся, а в прохладе лучше.
Осенние дожди смачивают почву — эта вода понадобится растениям весной.
С палыми листьями в почву возвращаются полезные вещества.
Снег просыпается между безлистных ветвей деревьев, а если бы он лёг на широкие листья, то сломал бы ветви (они бы не выдержали массы снега).