В рамках проекта "Гломир" были разработаны мультимедийные уроки формата "20 задач, игра и исследование", предназначенные как для групповой и фронтальной работы в классе, так и для повторения дома. В семейном образовании дети могут самостоятельно осваивать материал этих уроков.
На уроке дети знакомятся с проблемой, вставшей перед сказочным персонажем лягушонком Глабом, после чего последовательно решают 20 задач, подводящих их к разрешению этой проблемы
Каждая из двадцати задач представляет собой несколько изображений природных объектов (плодов, семян, насекомых, обломков горных пород,облаков и т.д.), у которых нужно найти общие признаки, разделить их на группы, выстроить в ряд с постепенным изменением какой-то характеристики, подобрать образцы под готовое описание и т.д.
Решая эти задачи, дети знакомятся с опорными словами, позволяющими рассказывать о тех или иных природных объектах.Сложность задач постепенно возрастает: если первые решаются без усилий, то для решения последних детям можно предложить поразмыслить дома.
Вторая часть урока -- игра, предназначенная для закрепления усвоенного при решении задач материала. Класс делится на две или три команды (обычно по рядам парт) и участники команд по очереди водят. Водящий выходит из класса, учитель показывает на одно из нескольких изображений. Водящий возвращается и его команда должна назвать ему опорное слово, по которому ему нужно определить, на какой объект показал учитель. Если водящий ответил верно -- команда получает балл.
Играя, дети не только многократно упражняются в базовых логических и исследовательских действиях, но и достигают такие предусмотренные ФГОС результаты, как мотивация к познанию и обучению и овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Третья часть каждого мультимедийного урока представляет собой или описание исследования, или справочную информацию для обсуждения в классе.
Эти мультимедийные уроки (всего их было сделано 20) испытывались и использовались в классах с 1 по 4 и в дополнительном образовании. Учителю следует выбрать подходящие, исходя из уровня подготовки класса. Учителя, работавшие с этими уроками, неоднократно замечали, что часто отстающие ученики добивались успеха в работе по этим пособиям из-за образности и предметности предъявленных задач.
Уроки идут под Win XP, Win7, Win10)
Мультимедийные уроки сделаны в среде MacromediaFlash 5. выпущенной до 2000 года, поэтому сейчас некоторые компьютеры капризничают, заявляя, что программа слишком старая и неизвестная. Проверка антивирусом покажет, что эти программы безопасны.
ШШ
Скачать урок | Достигаемые результаты по ФГОС/Привязка к ПООП |
---|---|
Взрослые насекомые | Достигаемые результаты по ФГОС Экологическое воспитание: бережное отношение к природе Привязка к ПООП 1 класс: различать объекты группы животных (насекомые); |
Горные породы | Достигаемые результаты по ФГОС Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать осно- вания для сравнения, устанавливать аналогии; Привязка к ПООП 2 класс: распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружа- ющем мире; |
Облака | Достигаемые результаты по ФГОС Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать осно- вания для сравнения, устанавливать аналогии; Привязка к ПООП 1 класс: проводить несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), опыты под руководством учителя и измерения, фиксировать результаты наблюдений и опы тов; |
Плоды | Достигаемые результаты по ФГОС Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать осно- вания для сравнения, устанавливать аналогии; Привязка к ПООП 1 класс: различать овощи и фрук ты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные растения; лиственные и хвойные растения; |
Признаки осени | 1 класс: проводить несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), опыты под руководством учителя и измерения, фиксировать результаты наблюдений и опы тов; 2 класс: приводить примеры изученных взаимосвязей в природе (в том числе связанных с годовым ходом изменений в жизни растений и животных), примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека. |
Семена | Достигаемые результаты по ФГОС Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; Привязка к ПООП 2 класс: распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; |
Строение плода | Достигаемые результаты по ФГОС ...формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); Привязка к ПООП 2 класс: Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. |